Размер шрифта
-
+

Основы предпринимательства - стр. 55

В данных условиях государство направляет свою созидательную деятельность в основном на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разрешения социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечной острой борьбе конкурентов между собой, а также в противостоянии работодателей (капиталистов) и наемных работников (пролетариата).

Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Государство тем самым несет ответственность перед всеми членами общества одновременно. В то же время люди, занимаясь бизнесом на благо друг друга, совместно и целенаправленно способствуют укреплению и развитию национальной экономики.

В России романтические представления о бизнесе и предпринимательстве практически никогда не были популярными. В среде российских ученых-мыслителей, писателей было укоренено представление, что бизнес чужд русскому духу и привносится в российскую действительность из-за границы либо благодаря деятельности инородцев, проживавших в Российском государстве.


Так, в романе И. А. Гончарова «Обломов» истинно русский человек Обломов (душевно щедрый, доброжелательный, но абсолютно лишенный предприимчивости) описан с большой теплотой и противопоставлен «российскому немцу» Штольцу, человеку предприимчивому, деловому, но духовно неинтересному и временами жестокому. Штольц являлся, по замыслу автора, типичным представителем мира бизнеса, основанного на алчности, а Обломов, ставший родоначальником «обломовщины» – бездеятельности и безалаберности по-русски, оказался типичным примером русского человека.

Мнение о русской безалаберности и непредприимчивости высказывали в прошлом многие уважаемые и авторитетные ученые.

Например, русский ученый Д. И. Менделеев, интересовавшийся на рубеже XIX–XX вв. проблемами развития российской промышленности, писал: «Существенной причиной малого развития у нас промышленности должно считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде подарка от кого бы то ни было сверху или снизу, и если манна небесная сама собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности»[8].

В том же духе высказывался и знаменитый русский историк В. О. Ключевский: «В других обществах всякий живет, работая и частью проживая, частью наживая; в русском одни только наживаются, другие проживаются, и никто не живет и не работает».

Страница 55