Основы предпринимательства - стр. 51
Критическое отношение к бизнесу и предпринимательству нередко воспроизводится в литературных и художественных произведениях, в которых предприниматели предстают в неприглядном свете, как люди, обладающие непривлекательными личными качествами. Им противопоставляются персонажи, не занимающиеся бизнесом по принципиальным соображениям или «по зову души».
Художественная литература и популярные кинофильмы гораздо чаще обращают внимание не на профессиональные действия предпринимателей, а на их потребительские интересы – куда предприниматели и члены их семей тратят доходы, а не на то, откуда эти доходы берутся и какой ценой они достаются.
В исторической, философской и художественной литературе прошлого почти всегда бизнесмены представали как носители исключительно меркантильных интересов (прежде всего интереса к получению прибыли) и противопоставлялись людям, одержимым духовными целями. Бизнес противопоставлялся культуре, а владельцы бизнеса воспринимались как люди, лишенные духовных идеалов, душевно черствые, малокультурные и плохо образованные, в то же время нечестные и бесцеремонные.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других людей и построения будущего. Лев Толстой, например, писал о том, что высшее счастье – жить для других. Напротив, стремление к личному богатству в результате увеличения прибыли от занятия бизнесом расценивалось как антиобщественное по своей сути.
Советский поэт Владимир Маяковский писал в очерке «Мое открытие Америки»: «Бог – доллар, доллар – отец, доллар – дух святой… При встрече американец не скажет вам безразличное: «Доброе утро». Он сочувственно крикнет: «Мек моней? (Делаешь деньги?)» – и пройдет дальше…
Путь, каким вы добыли ваши миллионы, безразличен в Америке. Все – «бизнес», дело, – все, что растит доллар. Получил проценты с разошедшейся поэмы – бизнес, обокрал, не поймали – тоже»[6].
Такое понимание бизнеса активно поддерживалось многими известными писателями, произведения которых были проникнуты антипредпринимательским пафосом.
В России критическое отношение к предпринимательству явно или неявно разделялось А.Н. Островским, Ф.М. Достоевским, Максимом Горьким, В. Я. Шишковым. За рубежом самыми известными литературными критиками предпринимательства были О. де Бальзак, Т. Драйзер, Ф. Норрис, Э. Синклер и многие другие.
В пьесе А. Н. Островского «Гроза», которую изучают все российские школьники, «предприниматели» Кабаниха и Дикой наделены массой отрицательных черт. Они самодурствуют, издеваются над работниками, глумятся над высокими чувствами родственников. Однако при этом внимание читателей и зрителей не привлекается к тому, что профессиональная деятельность обоих полезна обществу. Ведь данные персонажи создают рабочие места, способствуют развитию своего родного города, удовлетворению согражданами разнообразных потребностей в товарах.