Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать - стр. 29
В екатерининское время московское высшее общество, как свидетельствуют историки, было далеко не на высоте – под золотыми расшитыми кафтанами «таились старинные грубые нравы». Модный молодой чело век назывался щеголем, вертопрахом, денди или петиметром. Он откровенно игнорировал все отечественное. Великосветская манерность доходила до крайностей. Дерзость обращения и шокирующая небрежность в разговоре – таков был неписаный кодекс светского поведения. Искусственной скукой, позой разочарования и пресыщенности показывали свою «глубину». Дамская речь отличалась особой артикуляцией, томной и нечеткой, картавящей и пришепетывающей. Разные социальные слои не имели общности культурного языка. Этикет выражал связь субъекта с системой социальных отношений. Вся сфера официальной жизни была миром игры. Задачей исключительной важности является организация и проведение бала. Грамматика бала задавала ритуализированные формы светского общения. Это было целостное театрализованное представление, где царили типовые эмоции и слова. Танцы как организующий стержень вечера определяли стиль речевых взаимоотношений. «Мазурочная болтовня» требовала не только поверхностных тем, но также занимательности и ос троты разговора.
С особой пышностью в XVIII в. проходили маскарады, празднества и гуляния. На них потоком лились хвалебные гимны, канты-виваты, парадные поздравления и речи, стихи и оды в адрес монархов. Этикет во всех его проявлениях продолжал регламентировать и организовывать отношения в обществе. Центрами общения, а значит, и местом распространения светских манер, становятся домашние театры. Восхищаясь театральными героями, зритель стремился подражать им в жизни. Фиксированные позы и жесты, живописность и витиеватость словесных формул, сценичное игровое поведение – этим моделям театра старались подражать. Стиль речи приближался к нормам, выработанным в чисто литературной сфере. Как замечает Ю. М. Лотман, эстетическая игровая сущность такого поведения заключалась в том, что становясь Катоном, Брутом, Пожарским, Демоном или Мельмотом и ведя себя в соответствии с этой принятой на себя ролью, русский дворянин не переставал одновременно быть именно русским дворянином своей эпохи.
Вопросам воспитания хороших манер и правилам поведения в светском обществе посвящалась специальная литература. Книги, такие как «Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося», «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная», «Сокращенный курс российского слога», «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным об разом может служить и для мужчин, любящих словесные науки», «Краткая реторика в пользу любящего российский слог юношества», сборник «Нравственная энциклопедия», журнал Петербургского Сухопутного шляхетского корпуса «Приятное с полезным», журнал Н. И. Новикова «Модное ежемесячное издание», который, по сути, был журналом изящной словесности, способствовали совершенствованию речевых манер. Авторы учили тому, что владеть речью не значит непременно произносить речи, это умение наладить общение в любой ситуации. Человек