Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать - стр. 23
Концепция этической ответственности риторического, т. е. совершенного речевого поведения человека рождается в античности. Этос призван был помочь преодолеть обособленность индивида в человеческих отношениях, обеспечить совместный образ жизни. Культура руководствуется принципами, варварство – инстинктами. Греки противопоставляют убеждение насилию: в делах между греками должно применяться убеждение, в обращении же с варварами должна быть употреблена власть.
Ксенофан внес в раннегреческие представления следующее положение: человеческая жизнь не протекает «по природе», а представляет собой «произвольные установления», требующие особой мудрости. Сама природа выступает важнейшим смыслообразующим фактором человеческого сознания. Древние греки искали в при роде подтверждения ценности человеческой жизни и человеческого достоинства и знали, что они дети природы, а природа божественна, разумна и совершенна. Счастье для каждого заключается в проявлении его собственной природы. Человеческие установления (обычаи, законы) «насилуют нас часто вопреки природе» – так осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое, в сущности, идентифицировалось с культурным. По Демокриту, достижение человеческого совершенства возможно через создаваемое людьми взаимодействие, согласовывающее индивидуальное и всеобщее. На место социального смысла понятия «стыд перед согражданами» Демокрит ставит стыд человека перед самим собой, и это имеет большое значение для развития этического сознания. Сократу принадлежит рационалистическое обоснование морали. Обретение душой «этического кодекса» и есть путь, предначертанный природой человеку. Для Сократа внутренний голос, диалог с «внутренним демоном», выступает в роли морального норматива. Акт осознания самого себя, по Сократу, – уникальное свойство человека, в котором и следует искать меру все го человеческого. Именно в самопознании человек приходит к постижению сверхиндивидуального. Этическое знание выливается непосредственно в самопознание, и получено оно может быть в процессе человеческого общения.
Платон, рассуждая о красноречии как об искусстве управлять человеческими умами, большое значение придавал высокой общей культуре оратора, изучению им психологии отдельных людей, нравов и морально-политического состояния общества. В основе нравственности, по его мнению, всегда лежит несовпадение двух начал – стремления к собственному благу и сознания ответственности перед другими людьми. Мораль человека предполагает его способность к оценкам, т. е. умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Истинная добродетель едина и неделима: невозможно, обладая одной ее частью, не обладать всеми остальными. Аристократическая мораль Платона адресована не отдельному индивидууму, а всему человеческому роду. К сожалению, считает философ, справедливый оратор не может отвечать за несправедливое употребление риторики его учениками. Тот факт, что человек волен нарушить моральный закон, поступить вопреки требованиям морали, никак не отменяет абсолютности этих требований. Платоновский Сократ доказывает, что существует противоречие между пониманием риторики как науки о внушении людям чувства справедливости и фактическим злоупотреблением риторикой для совершения несправедливых и дурных дел. Сноровка софистов, когда ритора воодушевляет не мораль, а бессовестное стремление к успеху и власти, называется угодничеством низменным страстям. Сравнивая риторику с поварским искусством, Сократ сознательно идет в атаку на «царицу» политической жизни своего времени, желая тем самым дать толчок к переосмыслению оценок и представлений. Истинное предназначение оратора он видит в том, чтобы сознательно взращивать благие чувства, создавать в душе «строй и порядок», приводя ее из состояния раздробленности в состояние цельности, а значит, совершенства. Всякая речь должна иметь возвышенное морально-политическое и воспитательное назначение. Риторика, как и любое другое искусство вообще, есть та сила, которая призвана усовершенствовать человеческую жизнь и создать для нее максимально справедливые формы.