Размер шрифта
-
+

Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви

1

Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 250.

2

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. I. 1.

3

Греч. petros – камень, скала.

4

О таинстве Евхаристии см.: Глава 6. § 4.

5

Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 24. 1.

6

Словом «церковь» в русских переводах Священного Писания передается греческое слово ekklesia (происходящее от ekkaleo – «вызываю»), что означает «собрание», «созыв». Так называлось собрание свободных граждан для обсуждения общественных дел (Деян. 19:39) или просто собрание граждан по какому-либо поводу (Деян. 19:32, 40). В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) этим словом называлось собрание избранного народа Божия (евр. kahal), в частности, в момент заключения завета у горы Синай (Втор. 9:10; 18:16). Выбор именно этого слова как самоназвания христианской Церкви, в отличие от других слов, обозначающих собрание (напр., синагога – греч. synagoge), указывает на свободное волеизъявление призываемых, ибо на собрание приходят те, кого позвали, но приходят по собственной воле.

7

Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. 10.

8

Служба общая святым ангелам. Канон, песнь 9.

9

Августин Иппонский, блж. Толкования на псалмы. 92.

10

Киприан Карфагенский, сщмч. Книга о единстве Церкви.

11

Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 24. 1.

12

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 1.1.

13

Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»).

14

Климент Александрийский. Строматы. VII. 17.

15

Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. XI. 9.

16

Там же. XI. 11.

17

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое послание к Коринфянам 30. 2.

18

Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. XI. 11.

19

Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 1.8.

20

Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. III. 4.

21

Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. 12.

22

В греческом оригинале Символа веры Церковь названа «кафолической» от греч. katholikos – всеобщий. В церковнославянском переводе Символа веры используется слово «соборная».

23

Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительные поучения. 18. 23.

24

Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. 8.

25

121-е правило Карфагенского Собора 256 года.

26

Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2.

27

Там же. 2. 1.

28

Подробнее об устройстве автокефальной Поместной Церкви см.: Глава 2. § 3.

29

Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2. 2.

30

Апостольские правила. 34.

31

Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. 2. 3.

32

Подробнее о священных диптихах см.: Глава 2. § 3.

33

3-е II Вселенского Собора; 28-е IV Вселенского Собора; 36-е правило VI Вселенского Собора.

34

Об устройстве Вселенской Церкви см.: Глава 2. § 3.

35

О Filioque см.: Основы православного вероучения. Глава 3. § 6.

36

О совершении таинства Евхаристии см.: Глава 6. § 4.

37

См.: Глава 6. § 5.

38

Климент Римский, сщмч. Первое послание к Коринфянам. 42.

39

Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 3. 1.

40

Симеон Новый Богослов, прп. Другие сто глав богословских и практических. 4.

41

Августин Иппонский, блж. Послание 157. 3.

42

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Римлянам. X. 2.

43

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 15.

44

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 15.

45

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. 3. 52.

46

О Господских и Богородичных праздниках см.: Глава 5. § 4.

47

Глава 5. § 2, 3.

48

Богородичен – это особое песнопение в честь Пресвятой Богородицы, завершающее такие циклы песнопений, как стихиры, песни канона и т. д. Подробнее о видах песнопений см.: Глава 5. § 2.

49

Догматик 1-го гласа.

50

Догматик 2-го гласа.

51

Воскресная великая вечерня 5-го гласа. Богородичен по тропаре.

52

Служба Рождеству Богородицы. Стихира на литии на великой вечерне.

53

Служба Рождеству Богородицы. Стихира на малой вечерне.

54

Служба Рождеству Богородицы. Стихира на литии на великой вечерне.

55

Служба Рождеству Христову. Стихира на «Господи, воззвах».

56

«Ибо среди людей никогда и нигде не восставал больший тебя»: Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на стиховне на малой вечерне.

57

Греч. prodromos – бегущий впереди.

58

Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на «Господи, воззвах» на великой вечерне.

59

Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Стихира на литии.

60

Служба Рождеству Иоанна Предтечи. Кондак праздника.

61

О седмичном круге богослужения см.: Глава 5. § 3.

62

Климент Александрийский. Педагог. I. 5.

63

Афанасий Великий, свт. Праздничные послания. 6. 8.

64

Литургия святителя Василия Великого. Ходатайственная молитва после освящения Святых Даров.

65

Греч. apostolos – букв.: посланник.

66

Греческое слово martys, переводимое обычно как «мученик», буквально означает «свидетель».

Страница notes