Основы буддизма - стр. 15
«…отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания.» (Василий Великий, Беседа о посте, 2-я).
Пост в христианстве может рассматриваться как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения!
На первое упоминовение в Библии о посте как о таковом указывают книги Исход (Исх. 34:28) и Второзаконие (Втор. 9:18), где идёт речь двух подряд постах Моисея на горе Хорив, когда он получал скрижали для Израиля.
По форме воздержания, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения: Длительное воздержание от пищи и питья: Исх. 34:28, Втор. 9:18 – посты Моисея и т. п.;
Обет молчания: Нав. 6:9 – Израиль держал молчание в течение 6 суток перед чудесным взятием Иерихона; Воздержание от некоторых видов продуктов в пределах правила: Дан. 10:2—3 – трёхнедельный пост пророка Даниила;
Частные формы постов: Суд. 20:26, 1Цар. 7:6 и 2Цар. 1:12 – однодневные посты; 1Цар. 31:13 – семидневный пост; 2Цар. 12:16—17 – пост царя Давида.
По цели (мотивации) поста, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:
Встреча с Богом: Исх. 34:28 – «…И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…»;
Усиленная молитва: Втор. 9:18 – молитва Моисея о помиловании Израиля; Суд. 20:26 – молитва за сражение; 2Цар. 12:16—17 – молитва царя Давида о здравии умирающего новорождённого сына; 3Цар. 21:27 – молитва царя Ахава;
Достижение завета: Нав. 6:9 – Богом было завещано взятие Иерихона при шестидневном посте;
Покаяние: 1Цар. 7:6 – покаяние израильтян;
Правило: Дан. 10:2—3 – трёхнедельный пост пророка Даниила.
В Новом Завете упоминовения о посте носят для христиан не только справочно-познавательный, но и вер учительный характер.
Основные моменты вероучения располагаются в Евангелии и относятся к словам Иисуса Христа о посте.
Мф. 4:2, Лк. 4:2 – сорокадневный пост Иисуса Христа; мотивация – подготовка к проповеди, форма воздержания – полное воздержание от пищи в течение 40 дней. В Евангелии повествуется, что Иисус Христос был искушаем диаволом в течение этого поста, чьи искушения в итоге были побеждены.
Мф. 6:16—18 – наставления Иисуса Христа о внешнем и внутреннем настрое постящегося:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».