Размер шрифта
-
+

Основное богословие. Учебное пособие - стр. 28

, но сам вымысел предполагает уже общую первоначальную основу, к которой он – миф – мог бы прикрепиться. И этой почвой является уже существующая в человеческом духе религиозная идея как представление в высочайшем Существе. Другими словами, мифы есть образы тех идей, которые смутно осознаются человеком как предикаты идеи бесконечного, как ее воплощение. Мифы – не первичные, а производные явления религиозной идеи, которые заменяют собой истинное выражение религиозной идеи. При рассмотрении данной теории возникают также и следующие недоумения:

1. Если представлять религию измышлениями жрецов, навязываемыми ими исходя из эгоистических интересов, то непонятным становится появление в области религиозных требований того, что вовсе не представляет для жрецов никакого практического интереса и не может приносить им пользы. Каждая религия требует от своих жрецов личных жертв, подвигов покаяния, лишений, воздержания, постов и т. д., причем в большей степени, чем от тех, для кого она была якобы придумана.

2. Часто говорят, что религиозные представления утвердились в то время, когда люди были не развиты в умственном отношении, когда всякая выдумка легко могла быть принята на веру. Но представляется логичным в таком случае, что эта предполагаемая (вовсе никак не доказанная) неразвитость препятствовала бы распространению религиозных идей, если бы они были в действительности не более чем вымыслом. Чем умственно неразвитее и непосредственнее человек, тем с большим трудом он поверит в существование того, что не может быть ему наглядно, эмпирически показано. Если бы человек не имел внутренней потребности верить в невидимое сверхчувственное, не имел бы присущей ему религиозной идеи, вряд ли он мог бы поверить в существование того, что недоступно органам его внешних чувств.

3. Часто человек бывает легковерен и падок на выдумки в тех случаях, когда выдумки льстят его наклонностям, оправдывают его порочные стремления. Однако нелегко поверить в выдумку, которая будет лежать тяжким гнетом на многих действиях, будет ограничивать многие чувственные влечения запретом.

4. Также следует иметь в виду и то, что содержание религии не исчерпывается одними лишь религиозными идеями или представлениями. Оно включает в себя целый ряд чувствований, некое религиозное настроение, в основе которого лежит свойственное человеческому духу влечение или стремление к высочайшему Существу. Но чувства и желания нельзя выдумать или вложить отвне, они не измышляются и не навязываются.

1.3.2. Теория страха

Для некоторых мыслителей, стоявших на атеистических позициях, считать религию происшедшей из низших эгоистических стремлений каких-то лиц и представляющей собой не что иное, как намеренный обман, было слишком нелепым и неправдоподобным. Поэтому, сохраняя отрицание объективного значения религии, они предложили более «утонченный» вариант для объяснения ее сущности и происхождения. Источник религии предполагалось отыскать в каком-то общем свойстве человеческого духа, в особенностях его природы. А именно – в животной стороне существа человека, в ощущениях, которые возникают в человеке при контакте с природой: в чувстве страха перед грозными предметами и явлениями окружающего мира. Религия при таком представлении о ее происхождении есть замаскированное переживание нашего страха по отношению к предметам и явлениям природы, которые воспринимаются не в их настоящем виде, а в форме олицетворенных (оживотворенных), а затем обоготворенных существ.

Страница 28