Размер шрифта
-
+

Оригами. Необычные модели для развития фантазии - стр. 11

То, что в качестве материала для оригами была выбрана именно бумага, несет в себе глубокий символический смысл. Бумага недолговечна, уязвима, поэтому хрупкая поделка очень хорошо ложится на концепцию изменчивого мироздания. Чтобы выполнить какую-либо конкретную скульптуру из мрамора или глины, мастер выбирает определенный, подходящий именно для этого произведения кусок мрамора или глины. А фигурку оригами нельзя привязывать к какому-то конкретному листу бумаги. Неизменна лишь квадратная форма листа, но все-таки каждый раз это новый лист. Традиционные сорта японской бумаги «ваши» прочные, но все же и они не вечны. Так что при неизменном принципе складывания оригами из именно квадратного листа бумаги каждый раз меняется и сама бумага, и форма бумажной фигурки.

Главное в композиции оригами – игра света и тени. Тени, которая отбрасывается объектом или покоится в складках фигурок, отводится основное значение. Создается впечатление, что освещенные части нужны только для того, чтобы подчеркнуть величие и особенность теневых пятен. Равноправие и взаимопроникновение таких темных и светлых сторон оригами символизирует не только единство и борьбу противоположностей инь и ян, но и позволяет посмотреть на мир со стороны, ведь тени подвластно создать настоящий, подлинный образ вещей.

Очень важно обратить внимание на то, как в оригами осуществляется работа с бумагой. Хотя бумага позволяет использовать громадное количество приемов выполнения из плоскости пространственных объектов (сюда можно отнести и вырезание, и скручивание, и лепку из размоченной бумаги), мастера применяют самый естественный, вытекающий из самого материала способ, который проявляет самые существенные для формообразования свойства бумаги. Ребро жесткости в бумагопластике – конструктивная основа. Оригами уникально тем, что ни в одном другом виде народного творчества не получилось выявить и развить бумагу в качестве материала с уникальной выразительностью. Это объясняется и способностью к любованию, созерцанию окружающего мира, которая заложена в самой японской нации, стремлением понять то, как те или иные вещи и материалы существуют, что именно присуще или не присуще тем или иным вещам.

Благодаря развитым коммуникациям и СМИ современная культура быстро превращается в межнациональную. Традиции проникают друг в друга, культуры смешиваются между собой – все это присуще настоящему времени. Из всего того, что накоплено человечеством за тысячелетия, современный человек выхватывает то, что ему могло бы стать интересным и отвечающим современным запросам. Сюда можно отнести оригами, которое обладает целым комплексом принципов, просто необходимых для современного дизайна: модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, реализацию действительности при помощи знаков, наличие сетки как моделирующего фактора, выразительность, которая достигается при помощи минимальных средств, ритмическую организованность и многое другое.

Страница 11