Размер шрифта
-
+

Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти - стр. 66


Важными становятся отрешенность, отчужденность от прошлого и от будущего, потеря моральной опоры на них. Прошлое – нереально. Его не могло быть, если таким кошмаром течет настоящее. Прошлое как сон, и кажется невозможным вернуться в него. Оно ускользает и делает еще оскорбительнее, пошлее муки войны.

Мои расспросы о будущем ставили такого человека в тупик. Он молчит, напрягается. И не может представить, надеяться, что кошмар, сейчас иссушающий его, пройдет, что он выживет, не умрет, не превратится в груду мяса, костей, упакованную в прорванный «камуфляж», еще недавно бывший воинской одеждой. Не может представить, что он, греховный преступник своего страха, преступник-убийца других людей, преступник-предатель своих убитых друзей-солдат, сможет перестать быть таким, «отмыться».

Таких солдат другие солдаты и офицеры и сами они себя называют сломавшимися. Этому мальчику-солдатику, если его спрашивать, начинает казаться диким абсурдом, что будет (и сейчас где-то есть) нормальная мирная жизнь его города, села. «Не будет… – тусклым голосом, с казалось выплаканными глазами бубнили мне в ответ такие ребята. – Я могу только убивать… если меня не убьют».

Кажется им – весь мир сосредоточился здесь, на этой каменистой, источенной оспинами воронок от бомб и снарядов земле с перелесками («зеленкой»), таящими смерть от чеченских гранатометов (оружия советского производства). Вселенная сузилась, пропиталась страхом для этих ребят на этой земле… с ненавистными им чернявыми рожами «черных» – чеченцев.

– Каждый, может быть, стрелял в меня!

Каждый чеченец – мужчина, ребенок, женщина – напоминают о пережитых ужасах смерти: «…моей смерти; они таят, копят в себе мою смерть» – примерно так звучит в подсознании многих «сломавшихся» солдат. Из-за этого побудительным становится компенсаторно-агрессивный мотив: «Смерть же им всем, ненавистным “черным”».

В своих приступах жестокости, как правило, к слабейшим, к местным жителям, к пленным боевикам, «сломавшиеся» ищут самоудовлетворения, самореализации и не находят этого. Их друзья-солдаты, те, что живы, им надоели. Они живой укор, свидетели слабости «сломавшегося». Это название все произносят буднично, без жалости и упрека. Иногда «сломавшемуся» хочется бежать от всех своих. Отсидится один в пустом окопе минут пятнадцать, начинает казаться ему: «Не мертв ли я?» Чтобы почувствовать, что жив, возвращается к своим (Китаев-Смык, 2001, 2009).

При общении с солдатом чувствуется его апатичность, безынициативность и даже недомыслие.

– Таким он стал за последние два месяца, – поясняет мне наедине офицер.

Страница 66