Организация детских садов в годы революции - стр. 11
Старая школа не предъявляла требований к учителю, как к воспитателю, эти требования предъявляла лишь семья, но с ней мало считались.
Строя новую, жизненно трудовую школу, в основу которой ложится гармоническое развитие личности для жизни и из жизни, к учителю должно быть предъявлено требование знать не только свой предмет, но и, прежде всего, знать ребёнка, которому преподаётся этот предмет. Жизненная народная школа, понятная и близкая народу, должна обнимать собою и дошкольный и школьный периоды жизни ребёнка.
К этому пришла педагогика, самою жизнью выдвинулся для школы вопрос воспитания ребёнка до школы – вот почему теперь уже почти ни одни педагогические курсы не обходятся без курса «дошкольного воспитания», вот почему возрастает спрос на литературу о дошкольном возрасте и вот почему многие подготовительные педагогические учреждения для учителей вводят обязательный предмет – теорию и практику дошкольного воспитания.
В свою очередь, и в семье самою жизнью выдвигается вопрос о правильной постановке воспитания в раннем возрасте, этом важнейшем периоде жизни ребёнка. Среди широких масс вопросы воспитания, как я уже сказала, не встают ещё «наболевшими» вопросами, но и здесь уже на каждом шагу жизнь подсказывает, как велики и сложны эти вопросы.
IV
Первая важнейшая ступень образования личности – дошкольный возраст, когда закладываются основы личности, формируется характер, и проявляются индивидуальные особенности; в первые годы своей сознательной жизни ребёнок уже начинает любить и ненавидеть, отличать добро от зла, правду ото лжи, красоту от грубости. В это период зарождаются и развиваются в ту или иную сторону альтруистические и эгоистические наклонности.
Образование ребёнка, понимая образование в широком смысле, обнимающем и воспитание, и обучение, начинается с колыбели, с первых дней жизни ребёнка. Младенец сосредоточенно играет своими ручками и ножками; в этой игре он упражняет свои физические силы, учится координировать движения; затем путём осязания, обоняния, слуха и вкуса он постепенно, путём опыта, знакомится с окружающей обстановкой и выучивается отличать то, что может принести неудовольствие, вред, от того, что может доставить радость, пользу. Мать или воспитательница передают ребёнку в доступной для него форме свои знания окружающей жизни, свои навыки и вместе с тем, так или иначе, вызывают в ребёнке жизнедеятельность и пробуждают в нём духовные силы и интересы. В семье ребёнок черпает всё дурное и хорошее; он, как губка, жадно впитывает в себя все явления волшебной, полной чудес для маленького человека, жизни; он видит, как живут взрослые, и на этом примере учится жить и сам и завоёвывает себе место в этом большом мире.