Размер шрифта
-
+

Орел и Ворон. Смута - стр. 19

Полон казаки освободили.

Таким образом, пока часть запорожцев вначале с первым Лжедмитрием, а главным образом со вторым (Тушинским вором) грабила и разоряла Россию, Сагайдачный честно воевал с турками и татарами. Настоящий народный герой… Но не все так однозначно ни с Сагайдачным, ни с его казаками.

Вообще, малоросские казаки изначально – это свободные вооруженные поселенцы, постепенно осваивающие исконно русские земли древнего Киевского, Переяславского и Черниговского княжеств. В шестнадцатом веке эти земли пустовали после нескольких веков разорения и запустения литовской «украины»… Почему литовской? Потому что после разорения Батыем в тринадцатом веке эти княжества вошли в состав стремительно набравшего силы Литовского государства.

Так вот, малоросские казаки заселяли фактически ничейные земли, при этом и налогами их никто особо не обременял и не давил. А на набеги татар они быстро научились отвечать ответными набегами – правда, морскими. Видать переняли тактику донских казаков, чьи ряды, в свою очередь, пополнили разбитые Иваном Третьим ушкуйники, века с одиннадцатого промышлявшие морскими, а после и речными разбоями… Кроме того, колонизирующие эту землю литовские шляхтичи русского происхождения и православного вероисповедания поддерживали своих поселенцев-казаков и защищали их интересы в сейме, вместе с ними рубили татар и турок.

Так, например, знаменитую Запорожскую Сечь основал магнат Дмитрий Вишневецкий в 1555 году – и он, кстати, со своими казаками перешел на службу к Ивану Грозному! Отличился в походах против татар; потом, правда, влез в авантюру с троном молдавского господаря и сгинул…

Однако в конце шестнадцатого века под влиянием иезуитов была принята церковная уния, подчиняющая православную церковь в Речи Посполитой католической. Унию поддержал польский король, вследствие чего на не отринувших веру православных христиан начались гонения. Одновременно с тем в казачьих областях, попавших под сильное влияние поляков после Люблинской унии, жителей принялись давить поборами и налогами, а вчерашних казаков – закрепощать, переводить на холопское положение. Наконец, родная, русская шляхта начала массово переходить в католичество под влиянием все тех же иезуитов, и если Дмитрий Вишневецкий основал Запорожскую Сечь, то сто лет спустя Иеремия Вишневецкий топил в крови казачье восстание Хмельницкого…

Естественно, в таких условиях казаки противились польскому влиянию, восставали против тех, кто пытался лишить их самой возможности защищать себя от набегов татар (ни о какой централизованной защите южной «украины» у поляков речь даже не шла) и одновременно с тем посягал на их веру. Еще в конце шестнадцатого века литовскую «украину» сотрясли восстания Косинского и Наливайко, оба были с трудом подавлены ляхами. Однако тогда еще запорожцы воевали лишь за расширение реестра (то есть списочного числа казаков, сохраненных для борьбы с татарами) и привилегии шляхтетского сословия, кои черкасы надеялись примерить на себя…

Страница 19