Размер шрифта
-
+

Опыты

1

Окаменела от горя>6(лат.).

2

И с трудом, наконец, горе открыло путь голосу>7(лат.).

3

Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем>10(ит.).

4

Увы мне, любовь лишила меня всех чувств. Стоит мне, Лесбия, увидеть тебя, как я, обезумев, уже не в силах что-либо произнести. У меня цепенеет язык, нежное пламя разливается по всему телу, звоном сами собой наполняются уши и тьмой заволакиваются глаза>11(лат.).

5

Только малая печаль говорит, большая – безмолвна>12(лат.).

6

Едва она заметила, что я подхожу, и увидела, в изумлении, вокруг меня троянских воинов, – устрашенная великим чудом, она обомлела; жизненный жар покинул ее кости; она падает и лишь спустя долгое время молвит>13(лат.).

7

Несчастна душа, исполненная забот о будущем>1(лат.).

8

И если глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, все же никогда не считает, что приобрела достаточно, то мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя>3(лат.).

9

Вряд ли хоть кто-нибудь может с корнем изъять и вырвать себя из жизни. Сам того не осознавая, всякий предполагает, что от него должно нечто остаться, и он не может полностью отделить себя от простертого трупа и отрешиться от него>7(лат.).

10

Мы должны относиться с презрением ко всем этим заботам, когда дело идет о нас, но не пренебрегать ими по отношению к нашим близким>24(лат.).

11

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение для живых, чем облегчение участи мертвых>25(лат.).

12

Ты спрашиваешь, в каком месте будешь покоиться после смерти? Там, где покоятся еще не рожденные>27(лат.).

13

Пусть не найдет он могилы, в которую был бы принят, пристанища для мертвого тела, где бы, когда жизнь человека кончилась, тело могло отдохнуть от невзгод>28(лат.).

14

И как ветер, рассеявшись в пустынном пространстве, теряет силу, если густые леса не встанут перед ним преградой>1(лат.).

15

Так паннонская медведица, рассвирепев от удара копьем, которое метнул в нее с помощью короткого ремня ливиец, изгибается к ране, в ярости стремится достать вонзившийся наконечник и мечется вокруг древка, убегавшего вместе с нею>3(лат.).

16

Все тотчас же принялись рыдать и бить себя по голове>5(лат.).

17

Не все ли равно, хитростью или доблестью победил ты врага?>3(лат.).

18

Муж праведный и мудрый сочтет истинной только ту победу, которую доставит безупречная честность и незапятнанное достоинство>5(лат.).

19

Испытаем же доблестью, вам или мне назначила властвовать всемогущая судьба, и что она несет>6(лат.).

20

Никто не должен извлекать выгоду из неразумия другого>3(лат.).

21

Победа всегда заслуживает похвалы, все равно, достигнута ли она случайно или благодаря искусству>9(ит.).

22

Я предпочитаю сетовать на свою судьбу, чем стыдиться победы>11(лат.).

23

Тот же [Мезенций] не счел достойным сразить убегающего Орода и, метнув копье, нанести ему удар в спину; он мчится навстречу и, оказавшись перед ним, сходится с ним, как муж с мужем, превосходя не с помощью уловки, а смелостью в бою>12(лат.).

24

Подобно тому, как трепещущая поверхность воды в медном сосуде, отражая солнце или сияющий лик луны, посылает отблеск, который порхает повсюду, поднимается ввысь и касается резьбы на высоком потолке>1(лат.).

25

Подобные сновиденьям больного, создаются бессмысленные образы>2(лат.).

26

Кто всюду живет, Максим, тот нигде не живет>3(лат.).

27

Праздность порождает в душе неуверенность>5(лат.).

28

Так что чужеземец для человека иного племени не является человеком>4(лат.).

29

В чем же причина того, что не только в наше время, но и давно уже из Дельф не исходят больше подобные прорицания, так что ничем не пренебрегают в такой степени, как ими?>1(лат.)

30

Мы считаем, что некоторые птицы предназначены для гадания>3(лат.).

31

Многое видят гаруспики, многое предвидят авгуры, многое возвещается оракулами, многое пророчествами, многое снами, многое знамениями>4(лат.).

32

…к чему тебе, правитель Олимпа, угодно было прибавлять к мучениям смертных еще и эту заботу? К чему тебе, чтобы они через грозные предсказания знали о грядущих своих несчастиях? Пусть будет внезапным все, что ты готовишь, пусть ум у людей не видит того, на что они обречены в будущем; позволь надеяться объятому страхом>5(лат.).

33

Да и нет пользы знать, что случится. Ведь терзаться, не будучи в силах чем-либо помочь, – жалкая доля>6(лат.).

34

Бог разумно скрывает во мраке ночи грядущее; и ему смешно, если смертный трепещет больше, чем подобает. Тот независим и счастлив, кто может сказать о сегодняшнем дне: «Пережит. Завтра пусть отец занимает свод хоть черною тучей, хоть ясным солнцем»>9(лат.).

35

Душа, довольная настоящим, не станет думать о будущем>10(лат.).

36

Такова взаимосвязь: раз существует гадание, значит, должны быть и боги; а раз существуют боги, значит, должно быть и гадание>11(лат.).

37

Что до тех, кто разумеет язык птиц и знает лучше чужую печень, нежели собственную, то полагаю, что скорее должно им внимать, чем их слушаться>12(лат.).

38

Найдется ли такой человек, который, бросая дротик целый день напролет, не попадает хоть разок в цель?>16(лат.)

39

Дух непоколебим: понапрасну катятся слезы>6(лат.).

40

О если бы, смерть, ты не отнимала жизни у трусов, о если бы одна доблесть дарила тебя!>2(лат.).

41

Сколько раз не только наши вожди, но и целые армии устремлялись навстречу неминуемой смерти>12(лат.).

42

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным>17(лат.).

43

Смерть или была или будет, она не имеет отношения к настоящему; и менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание>18(лат.).

44

Смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует>19(лат.).

45

Доблесть жаждет опасности>20(лат.).

46

Ведь даже будучи удручены, часто не в веселье и не в забавах, не в смехе и не в шутке, спутнице легкомыслия, находят они отраду, но в твердости и постоянстве>21(лат.).

47

Добродетель тем приятнее, чем труднее ее достичь>22(лат.).

48

Если боль мучительна, то она непродолжительна, если продолжительна – то не мучительна>23(лат.).

49

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые передышки, а над умеренными – мы владыки; таким образом, если их можно стерпеть, снесем их; если же нет – уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра>24(лат.).

50

Они испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им>26(лат.).

51

Обычай не мог бы побороть природы – ибо она всегда остается непобежденной, но мы увлекли душу безмятежной жизнью, роскошью, праздностью, расслабленностью, ничегонеделанием: и когда она расслабилась, мы без усилия внушили ей наши мнения и дурные обычаи>27(лат.).

52

Кто даже из числа посредственных гладиаторов хоть когда-нибудь издал стон? Кто когда-нибудь изменился в лице? Кто из них, не только сражаясь, но и поверженный, обнаруживал трусость? Кто, будучи повержен и получив приказание принять смертельный удар, втягивал в себя шею?>30(лат.)

53

Есть такие, которые стараются вырвать у себя седые волосы и, избавившись от морщин, возвратить лицу молодость>31(лат.).

54

Из чего явствует, что огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении>38(лат.).

55

Дикое племя, которое не может представить себе жизнь без оружия>40(лат.).

56

Через столько бурных морей>46(лат.).

57

Судьба – стекло: блестя – разбивается>47(лат.).

58

Каждый – кузнец своей судьбы>48(лат.).

59

Испытывать нужду при богатстве – род нищеты наиболее тягостный>49(лат.).

60

Не быть жадным – уже есть богатство; не быть расточительным – доход>53(лат.).

61

Плод богатства – обилие; признак обилия – довольство>54(лат.).

62

Бывает [у некоторых] такая изнеженность и слабость, и не только в страданиях, но и в разгар наслаждений; и когда из-за нее мы размягчаемся и теряем всякую волю, то даже укус пчелы – и тот исторгает у нас стенания… Дело в том, чтобы научиться владеть собою>56(лат.).

63

Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита>3(лат.).

64

Пусть кормчий рассуждает лишь о ветрах, а земледелец – о быках; пусть воин рассказывает нам о своих ранах, а пастух о стадах>1(ит.).

65

Ленивый вол хочет ходить под седлом, а конь – пахать>4(лат.).

66

Я оцепенел; волосы мои встали дыбом, и голос замер в гортани>1(лат.).

67

До такой степени страх заставляет трепетать даже перед тем, что могло бы оказать помощь>6(лат.).

68

Итак, человек всегда должен ждать последнего своего дня, и никого нельзя назвать счастливым до его кончины и до свершения над ним погребальных обрядов>1(лат.).

69

Так некая скрытая сила рушит человеческие дела, и попирать великолепные фасции и грозные секиры для нее, видно, забава>6(лат.).

70

Ясно, что на один этот день прожил я дольше, чем мне следовало жить>8(лат.).

71

Ибо только тогда, наконец, из глубины души вырываются искренние слова, срывается личина и остается сущность>9(лат.).

72

Давайте оставим эти мелкие ухищрения>3(лат.).

73

Все мы влекомы к одному и тому же; для всех встряхивается урна, позже ли, раньше ли – выпадет жребий и нас для вечной погибели обречет ладье [Харона]>5(лат.).

74

Она всегда угрожает, словно скала Тантала>6(лат.).

75

…ни сицилийские яства не будут услаждать его, ни пение птиц и игра на кифаре не возвратят ему сна>7(лат.).

76

Он тревожится о пути, считает дни, отмеряет жизнь дальностью дорог и мучим мыслями о грядущих бедствиях>8(лат.).

77

Он задумал идти, вывернув голову назад>9(лат.).

78

Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение>13(лат.).

79

…я предпочел бы казаться слабоумным и бездарным, лишь бы мои недостатки развлекали меня или, по крайней мере, обманывали, чем их сознавать и терзаться от этого>18(лат.).

80

Ведь она преследует и беглеца-мужа и не щадит ни поджилок, ни робкой спины трусливого юноши>19(лат.).

81

Пусть он предусмотрительно покрыл себя железом и медью, смерть все же извлечет из доспехов его защищенную голову>20(лат.).

82

Считай всякий день, что тебе выпал, последним, и будет милым тот час, на который ты не надеялся>21(лат.).

83

Когда мой цветущий возраст переживал свою веселую весну>22(лат.).

84

Он отживет свое, и никогда уже нельзя будет призвать его назад>23(лат.).

85

Всякий человек столь же хрупок, как все прочие; всякий одинаково не уверен в завтрашнем дне>24(лат.).

86

К чему нам в быстротечной жизни дерзко домогаться столь многого?>25(лат.)

87

О я несчастный, о жалкий! – восклицают они. – Один горестный день отнял у меня все дары жизни>26(лат.).

88

Работы остаются незавершенными, и не закончены высокие зубцы стен>27(лат.).

89

Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов>28(лат.).

90

Но вот чего они не добавляют: зато нет у тебя больше и стремления ко всему этому после смерти>29(лат.).

91

Был в старину у мужей обычай оживлять пиры смертоубийством и примешивать к трапезе жестокое зрелище сражающихся, которые падали иной раз среди кубков, поливая обильно кровью пиршественные столы>30(лат.).

92

Увы! Сколь малая толика жизни оставлена старцам>32(лат.).

93

Ничто не в силах поколебать стойкость его души: ни взгляд грозного тирана, ни Австр [южный ветер], буйный владыка бурной Адриатики, ни мощная рука громовержца Юпитера>33(лат.).

94

«В наручниках и сковав тебе ноги, я буду держать тебя во власти сурового тюремщика». – «Сам Бог, как только я захочу, освободит меня». Полагаю, он думал при этом: «Я умру». Ибо со смертью – конец всему>34(лат.).

95

Смертные перенимают жизнь одни у других…и, словно скороходы, передают один другому светильник жизни>37(лат.).

96

Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее>38(лат.).

97

Рождаясь, мы умираем; конец обусловлен началом>39(лат.).

98

Почему же ты не уходишь из жизни, как пресыщенный сотрапезник [с пира]?>40(лат.).

99

Почему же ты стремишься продлить то, что погибнет и осуждено на бесследное исчезновение?>41(лат.).

100

Это то, что видели наши отцы, это то, что будут видеть потомки>42(лат.).

101

Мы вращаемся и пребываем всегда среди одного и того же…И к себе по своим же следам возвращается год>43(лат.).

102

Ибо, что бы я [Природа] ни придумала, что бы я ни измыслила, нет ничего такого, что тебе бы понравилось, все всегда остается тем же самым>44(лат.).

103

Можно побеждать, сколько угодно, жизнью века, – все равно тебе предстоит вечная смерть>45(лат.).

104

Неужели ты не знаешь, что после истинной смерти не будет второго тебя, который мог бы, живой, оплакивать тебя, умершего, стоя над лежащим>46(лат.).

105

И тогда никто не заботится ни о себе, ни о жизни…и у нас нет больше печали о себе>47(лат.).

106

нужно считать, что смерть для нас – нечто гораздо меньшее, – если только может быть меньшее, – чем то, что, как видим, является ничем>48(лат.).

107

Ибо заметь, вечность минувших времен для нас совершеннейшее ничто>49(лат.).

108

…и, прожив свою жизнь, все последуют за тобой>50(лат.).

109

Не было ни одной ночи, сменившей собой день, ни одной зари, сменившей ночь, которым не пришлось бы услышать смешанные с жалобным плачем малых детей стенания, этих спутников смерти и горестных похорон>51(лат.).

110

Сильное воображение порождает событие (лат.).

111

Так что нередко они, словно бы совершив все, что требуется, извергают обильные потоки и марают свои одежды>2(лат.).

112

И юноша выполнил те обеты, которые были даны им же, когда он был девушкой Ифис>7(лат.).

113

Смотря на больных, наши глаза и сами заболевают; и вообще многое приносит телам вред, передавая заразу>14(лат.).

114

Чей-то глаз порчу навел на моих ягняток>15(лат.)/

115

Если что-нибудь, изменившись, переступит свои пределы, оно немедленно оказывается смертью того, что было прежде>2(лат.).

116

Наилучший наставник во всем – привычка>2(лат.).

117

Велика сила привычки. Охотники проводят ночь на снегу, страдают от мороза в горах. Борцы, избитые цестами, даже не издают стона>7(лат.).

118

Не стыдно ли физику, т. е. исследователю и испытателю природы, искать свидетельство истины в душах, порабощенных обычаем!>11(лат.)

119

Нет ничего, сколь бы великим и изумительным оно ни показалось с первого взгляда, на что мало-помалу не начинают смотреть с меньшим изумлением>16(лат.).

120

Прекрасно повиноваться законам своей страны>23(греч.).

121

Увы! я страдаю от ран, нанесенных моим собственным оружием>29(лат.).

122

Предлог благовиден>32(лат.).

123

Нельзя одобрить отклонение от старины>33(лат.).

124

Это касается больше богов, чем их; боги сами позаботятся о том, чтобы не подверглись осквернению их святыни>35(лат.).

125

Найдется ли такой человек, на кого бы не произвела впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками?>36(лат.)

126

Когда дело касается религии, я следую за Т. Корунканием, П. Сципионом, П. Сцеволой, верховными жрецами, а не Зеноном, Клеанфом или Хрисиппом>38(лат.).

127

Доверие, оказываемое вероломному, дает ему возможность вредить>39(лат.).

128

Доверие, по большей части, вызывает ответную честность>8(лат.).

129

Он взошел на дерновый вал без страха на лице и заставил бояться, не боясь ничего>11(лат.).

130

Я ненавижу людей, не пригодных к делу и при этом пространно рассуждающих>7(лат.).

131

Они научились говорить перед другими, но не с самими собой>12(лат.).

132

Нужно не разговаривать, а действовать>13(лат.).

133

Ненавижу мудрого, который не мудр для себя>14(греч.).

134

На основании чего Энний: нет пользы мудрецу в мудрости, если он сам себе не может помочь>15(лат.).

135

Если он жаден, лгун и купить его легче, чем евганейскую овцу>16(лат.).

136

Ибо мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу>17(лат.).

137

О род патрициев! Вы, кому подобает жить, не оборачиваясь назад, остерегайтесь, как бы не стали потешаться над вами за вашей спиной>22(лат.).

138

Души которых при помощи благостного искусства вылепил из лучшей глины Титан [т. е. Прометей]>24(лат.).

139

Мы учимся не для жизни, а для школы>26 (т. е. учимся не тому, как надо действовать в жизни, а только рассуждать) (лат.).

140

Так что было бы лучше совсем не учиться>27(лат.).

141

После того, как появились люди ученые, нет больше хороших людей>29(лат.).

142

Из школы Аристиппа выходят распутники, из школы Хенона – брюзги>30(лат.).

Страница notes