Оноре де Бальзак. Мысль – ключ ко всем сокровищницам - стр. 7
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
Я обращаюсь к мужьям прежним и нынешним, к тем, кто, выходя из церкви или из ратуши, льстят себя надеждой, что их жены будут принадлежать им одним, к тем, кто, повинуясь неописуемому эгоизму либо неизъяснимому чувству, говорят при виде чужих несчастий: «Со мной этого не случится!» Я обращаюсь к морякам, которые, не раз бывши свидетелями кораблекрушений, снова и снова пускаются в плавание, к тем холостякам, которые осмеливаются вступать в брак, хотя им не раз доводилось губить добродетель чужих жен.
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
Ярость, какую испытывают иные дамы против своих товарок, имевших счастливое несчастье завести любовника, доказывает, как тяготит бедняжек их целомудрие.
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
Статья Кодекса, грозящая жене карами за измену мужу в любой точке земного шара и осуждающая мужа, лишь если наложница живет с ним под одной крышей, негласно поощряет мужчин заводить себе любовниц вне дома.
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
Семнадцатилетний юнец сплошь и рядом уже соблазняет чужих жен, причем, если верить скандальной светской хронике, жен отнюдь не первой молодости.
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
Брак – война до победного конца, перед началом которого супруги испрашивают благословения у неба, ибо вечно любить друг друга – дерзновеннейшее из предприятий; тотчас вслед за молениями разражается битва, и победа, то есть свобода, достается тому, кто более ловок.
«Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни»
I. Порядочная женщина – по определению женщина замужняя.
II. Порядочной женщине меньше сорока лет.
I. Замужняя женщина, за чьи милости надо платить, порядочной не является.
II. Замужняя женщина, имеющая собственную карету, – женщина порядочная.
V. Женщина, занимающаяся стряпней, к порядочным не принадлежит.
VI. Если мужчина имеет двадцать тысяч ливров годового дохода, жена его – женщина порядочная, каковы бы ни были источники этого дохода.
VII. Женщина, которая называет заемное письмо взаимным, туфлю – туфлем, солитер – солеваром, а о мужчине говорит: «Ну и шутейник господин такой-то!» – не может быть порядочной, какой бы суммой ни исчислялось ее состояние.
VIII. Порядочная женщина должна иметь такой достаток, который позволит ее любовнику быть уверенным, что она никогда и никоим образом не будет ему в тягость.