Олимпийские игры в политике, повседневной жизни и культуре. От античности до современности - стр. 9
Очевидно, обеспечение качественного проведения спортивных соревнований требовало немалых финансовых затрат. Судя по данным эпиграфики и сообщениям античных авторов, источники финансирования празднеств были весьма разнообразные. В большинстве случаев нам неизвестно, из каких именно источников поступали средства на организацию спортивных агонов. Греческий полис тратил немалые денежные суммы на организацию государственных праздников. Из полисной казны средства расходовались на строительство театров и стадионов, храмов и ипподромов, немалые суммы шли на оплату труда тренеров, а также на изготовление призов для победителей и призеров соревнований. Демосфен (Dem. IV.35) отмечает, что на главные афинские праздники, Панафинеи или Великие Дионисии, денег тратится гораздо больше, чем на военный морской поход. Немало средств из полисной казны расходовалось на сооружение гимнасиев, в которых тренировались будущие победители. Строительство гимнасия было одной из важнейших забот властей при основании полиса. Э. О. Берзин отмечает, что в IV в. до н. э. греки из Каллатиса, переселившись в недавно основанную Горгиппию, сразу же организовали гимнасий на средства из полисной казны и начали устраивать там ежегодный праздник Гермеи, который сопровождался спортивными состязаниями (Берзин 1961: 118). Полисные власти заботились о том, чтобы приобретать награды для атлетов-победителей на крупнейших празднествах. Афинский Совет Пятисот заказывал панафинейские амфоры в специальных мастерских, за их производством тщательно следили архонты (Гвоздева 2013: 85). Известно, что, кроме государственных расходов, средства поступали от вкладов частных лиц – граждан полиса, а также иностранцев. Гимнасии могли быть построены и содержаться не только за счет государственных средств, но также благодаря тратам частных лиц. Богатые граждане полиса становились гимнасиархами и осуществляли строительные и ремонтные работы в гимнасиях за свой счет. До нашего времени дошли имена некоторых боспорских, ольвийских и херсонесских гимнасиархов IV–III вв. до н. э., которые делали обширные вклады в строительство и реконструкцию гимнасиев (IPE. I>2. 186, 418). В отношении роли гимнасиархов в Афинах в научной литературе не существует единого мнения. Л. Д. Бондарь в своем подробном исследовании литургий в Афинах (Бондарь 2009: 94) отмечает, что афинский материал дает нам довольно ясную картину относительно сущности этого института в V–IV вв. до н. э. Она замечает, что гимнасиархия в Афинах представляется как ординарная литургия, предназначавшаяся для организации состязаний в ритуальном беге с факелами на Панафинеях, Гефестиях, а также других праздниках (Бондарь 2009: 95–96). Каждая фила выставляла для этого агона отдельную команду, которая состояла из 13–14 человек, тренировками и содержанием ее занимался гимнасиарх, являвшийся членом этой филы. Кроме того, в Афинах помимо гимнасиарха существовала также обязанность лампадарха. Аристотель сообщает о том, что именно лампадарх занимался организацией бега с факелами (Aristot. Pol. VI.5.1323). По-видимому, существовало разграничение функций гимнасиарха и лампадарха. Судя по содержанию надписей, первый выступает в качестве руководителя гимнасия, тогда как второй занимается именно финансированием гимнасиев, а также соревнований (Gardiner 1910: 502).