Окончание времени. Будущее человчества. Беседы Джидду Кришнамурти с Дэвидом Бомом - стр. 2
Б.: Да, но тут неочевидно, каким образом время само по себе может привести к неприятностям. Мы должны согласиться, что время, если подходить к нему как к чему-то внешнему, не создает каких-либо трудностей.
Кр.: В определенной степени создает, но мы рассматриваем идею времени как нечто внутреннее.
Б.: Итак, мы должны понять, почему время так разрушительно внутренне.
Кр.: Потому что я стараюсь стать чем-то.
Б.: Да, но многие люди могли бы сказать, что это совершенно естественно. Вы должны объяснить, что плохого в становлении.
Кр.: Очевидно, когда я стараюсь стать чем-то, возникает конфликт, это постоянная борьба.
Б.: Да. Давайте подробнее рассмотрим, почему это означает постоянную борьбу? Это ведь не борьба, если я стремлюсь внешне улучшить свое положение.
Кр.: Внешне – да. Внешне – это более или менее нормально, но когда тот же принцип применяется к внутреннему, это создает противоречие.
Б.: И это противоречие между..?
Кр.: Между «тем, что есть» и «становлением тем, что должно быть».
Б.: Тут есть трудность: почему это противоречие внутреннее, а не внешнее?
Кр.: Внутри оно создает центр, эго-центр, верно?
Б.: Да, но нам нужно увидеть причину. Почему так происходит? Создается ли такой центр, когда мы действуем внешним образом? Тогда в нем как будто нет необходимости.
Кр.: Тогда нет необходимости.
Б.: Но когда мы делаем это внутренне, мы пытаемся заставить себя быть чем-то, чем не являемся. Верно?
Кр.: Да.
Б.: И это борьба, это очевидно.
Кр.: Это факт.
Б.: Но похоже, что внешне в такой борьбе нет необходимости. Потому что материя поддается изменению формы – от той, какая есть, к той, какая должна быть.
Кр.: Выходит, что человеческий мозг так привык к конфликту, что отвергает любой другой образ жизни?
Б.: Должно быть, это случилось гораздо позже.
Кр.: Я понимаю, я понимаю.
Б.: В процессе развития люди пришли к заключению, что конфликт неизбежен и необходим.
Кр.: Но в чем источник конфликта? Давайте вернемся к источнику.
Б.: Я думаю, мы затронули его, когда сказали, что пытаемся заставить себя. С другой стороны, когда мы представляем собой нечто, чем хотим быть, но в то же время стремимся быть чем-то еще, чем-то иным, то, следовательно, мы в одно и то же время хотим быть двумя разными вещами. Правильно?
Кр.: Это мне понятно. Но я стараюсь выяснить источник всего этого страдания, смятения, конфликта, борьбы – выяснить, откуда это пошло. Поэтому я начал с вопроса, не совершило ли человечество неправильный поворот? Не является ли этим источником противопоставление «я – не я»?..
Б.: Думаю, это достаточно близко к истине.