Огненное Преображение, или Шаг в Новый Мир - стр. 40
Автор отмечает, что некоторый дуализм присущ и другим мировым религиям, в том числе христианству и исламу. В этих религиях тоже есть понятие злого начала, ведь иначе и объяснить нельзя наличие зла в мире, которым правит Единый Бог (Аллах в мусульманстве), Добрый и Всеблагий. Однако, пишет автор, в этих религиях сатана существует лишь с попустительства Бога (Аллаха) до определённой поры, но причин этого попустительства нам знать не дано. На это у Всемогущего Бога есть, безусловно, очень важные, одному Ему известные причины. Причём это несоответствие между всемогуществом и всеблагостью Бога и существованием Зла наиболее часто является причиной разного рода сомнений среди христиан и мусульман. Зороастризм же в этом отношении, как отмечает автор в своей статье, безупречно последователен: два начала существуют от века, они в зороастризме – «близнецы». Ахура-Мазда могуч, но пока не в состоянии уничтожить Зло, своего извечного врага Ахримана. Всю эпоху Смешения, согласно зороастризму, Он борется со Злом, с помощью в первую очередь своего небесного воинства. Но и человечество играет в этой борьбе очень важную роль:
«Согласно зороастризму, главная цель создания и жизни человека – помощь Ахура-Мазде в его борьбе с Ахриманом. Это прежде всего активная деятельность, посильное участие в космической борьбе(речь идёт, очевидно, о борьбе на духовном уровне. – Авт.).При этом идеал пассивного праведника для зороастризма лишён всякого смысла. Не зрядрудж (олицетворение Лжи и Зла в зороастризме)награждается эпитетомавэрэзики, т. е. “ленивая” или “внушающая ложь”. (…) В конце концов Ахура-Мазда выиграет великую битву и сможет уничтожить зло и достичь благого мира для всех».
И так же как в христианстве, в зороастризме выбор всегда зависит от самого человека, его свободной воли. Читаем в Авесте:
«Итак, внимай, о человек, с напряжением слуха превосходному смыслу моего слова: оно укажет тебе, что избрать лучше – каждому укажет оно; выбор касается твоей плоти и тебя. Пока не настало великое время, нас учат те, которые обладают премудростью»(АВЕСТА в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред., примеч. и справ. раздел И. В. Рака // Журнал «Нева». СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. Ясна 30, 2).
Сделав выбор между Правдой и Ложью, человек берёт на себя ответственность за этот выбор. Именно праведная деятельность человека определяется в зороастризме известной триадой: «Добрые помыслы, добрые речи и добрые дела». Основные добродетели зороастрийца – это прилежный труд, честность и щедрость. Особое место в нормах поведения человека отводится отношению к огню, воде и земле. Он должен оберегать их чистоту так же, как чистоту собственного тела и собственного здоровья, и даже больше