Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 8
С незапамятных времен огонь считался живым и священным: огонь очага дарил тепло и свет, много вкуснее была приготовленная на огне пища, но огонь мог воспламенить и испепелить все живое. Огню поклонялись. Положение очага (в центре, в одном из углов по отношению к входу) – один из параметров, по которым археологи определяют древнюю культуру. По мере эволюции человечества особое отношение к огню долго не исчезало, только преобразовывалось[11]. Важнейшим в древности считалось также пространство рядом с очагом, и это убеждение также долго господствовало в сознании людей[12].
Параллельно с освоением земледелия неизменно совершенствовались орудия труда, и это также подталкивало к оседлости. Натуфийцы, например, оснастили серпы кремневыми лезвиями, порой закрепленными в костяном основании. Из кости они изготавливали также гарпуны, рыболовные крючки, шилья. А это сделало более продуктивными и охоту, и рыбную ловлю, так что со временем и охотники, и рыболовы также стали склоняться к оседлости. Подобное древнейшее неземледельческое поселение сер. 9–8-го тысячелетий до н. э. обнаружено в Мюрейбите (Сирия). Здесь дома имели также круглую форму, но сложены были из сырцового кирпича и дерева.
Сырцовый кирпич – простейший строительный кирпич, замешанный из глины с соломой и высушенный на солнце.
Изготовление сырцового кирпича стало важным изобретением человечества. В частности, оно подтолкнет к изготовлению прямоугольных в плане домов. В 8-м тысячелетии до н. э. из сырцового кирпича возводили даже двухэтажные дома (поселение Гандж-Даре, Иран).
Земледелие обеспечивало относительный достаток в пище, и оседлость стала стремительно распространяться. Новый образ жизни толкал к разным новым открытиям, усовершенствованию орудий и разделению труда, при этом неизменно происходило социальное расслоение; появлялись профессиональные воины и др. Соответственно, преобразовывались взгляды на окружающий мир. В конце концов древнейшую тотемную картину мира потеснит язычество. Понятно, что этот процесс проходил весьма неравномерно.
На Ближнем Востоке знамениты по крайней мере четыре древнейших очага оседлой жизни: поселение Иерихон (в совр. Палестине), жители которого продолжали традиции натуфийской культуры; поселение Джармо (в Иракском Курдистане) – здесь обитали наследники карим-шахирской культуры; поселение Чатал-Хююк (Чатал-Гуюк) в древней Анатолии (совр. Турция) и дошумерские поселения в поймах рек Тигр и Евфрат (совр. Ираке). Коротко остановимся на интерьерах двух из них: Джармо и Чатал-Хююк.