Размер шрифта
-
+

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 20

Что же касается рельефов, то для Древнего Египта характерны две его техники: обычный барельеф и врезанный углубленный рельеф, когда вырезались контуры изображений, так что изображение не выступало над камнем (ил. 18).


Ил. 18. Образец врезанного рельефа


По словам египетского скульптора XXI в. до н. э., этими приемами можно было создавать, «образ выхождения [барельеф] и вхождения [врезанный рельеф]»[13]. Барельефные «образы выхождения» предполагали, что при поминании умерший «выходит» из небытия; врезанные рельефы передавали запечатленную в камне историю. Рельефы раскрашивали. В Древнем царстве цвета локальные, палитра цветов: белый, черный, серый, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый.

Примерно во 2-й пол. 3-го тысячелетия до н. э. (начиная с пирамиды последнего императора V династии, правившего с 2367/2317 по 2347/2297 до н. э.) в оформлении гробниц, наряду с изображениями, появляются тексты, выполненные египетским иероглифическим письмом и раскрашенные. Ими заполняли свободное поле вокруг живописных или рельефных изображений (ил. 19).


Ил. 19. Образец размещения текста вокруг изображений. Потолочная роспись с использованием геометрических и растительных орнаментов. Фриз

Гробница Сеннефера в Фивах. Ок. XV в. до н. э.


Иероглифы следовали вертикальными или горизонтальными рядами, слева направо и справа налево. В царских гробницах это были формулы-заклинания, а также тексты, рассказывавшие о путешествии фараона на Небо и преодолеваемых на этом пути препятствиях, о преображении духа фараона в загробном мире, приобретении им познаний и о возвращении на Землю в виде света.

Потолки в гробницах украшали чаще всего цветными орнаментальными композициями. Популярными были как геометрические орнаменты из прямых и ломаных линий, шашечный узор, розетки, сетки, спирали и т. д., так и растительные, например, сплетающиеся ветви растений и плодов (ил. 19), а также их сочетания. Известен потолок гробницы, украшенный цветами и порхающими среди них птицами и бабочками; отметим также мотив бычьей головы (ил. 20).


Ил. 20. Мотив бычьей головы в росписи потолка одной из гробниц


И так же как в настенных росписях, потолочные композиции не исключали иероглифические надписи, например, единый потолочный узор могли составлять орнаменты и иероглифы, означающие имя и титул умершего (см. ил. 19). По верху стены обычно потолок окаймлял своеобразный фриз в виде «шнура» с нанизанными на него кистями винограда, цветами голубого лотоса и другими растениями (см. ил. 19).

Мумифицированное тело умершего

Страница 20