Размер шрифта
-
+

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - стр. 11

помещали рога зубров, от одной до семи пар. Подобное оформление святилищ имеет глубокий символический подтекст, смысл которого остается предметом дискуссий исследователей.

Множество неолитических культур, для которых характерен оседлый или полуоседлый образ жизни, открыто в самых разных концах Земли. Носители этих культур жили в домах, сооруженных из доступного местного материала: из камня, из сырцового кирпича, из прутьев, обмазанных глиной; в лесистых районах – дома, рубленые каменными топорами. Порой материалы смешивали, например, фундамент из камня, стены из сырцового кирпича, как в Джармо. Широко бытовали также полуземлянки (развитая идея норы).

В качестве примера рассмотрим жилые дома, характерные для неолитической трипольской культуры, представители которой в 3-м тысячелетии до н. э. обитали на территории современных Украины, Молдавии, Румынии. При археологических раскопках обнаружены как основания, так и немногочисленные «модели» таких домов (ил. 7), что позволяет составить представление о трипольском жилище.


Ил. 7. Модель дома Трипольской культуры. 3-е тыс. до н. э.


Трипольцы возводили жилые постройки прямо на земле. Дома – прямоугольные (например, во Владимировке – 14,5×4 м), с двускатной кровлей, вход в дом был ориентирован к центру поселения. Стены плетеный каркас, обмазанный глиной; пол глиняный. Перегородка разделяла дом на две части: на входное помещение и жилую зону из нескольких камер. Войти в жилую часть можно было, только перешагнув через непременный во всех культурах порог. Справа от двери на возвышении располагалась печь, составлявшая одно целое с примыкавшей к печи лежанкой. У стены напротив печи располагались сосуды и зернотерки. В каждом доме был жертвенник возвышение в форме равноконечного креста с округленными концами. Можно не сомневаться, что в представлениях людей неолита оформление интерьера должно было символически оберегать живущих в доме, но как это проявлялось у трипольцев, неизвестно. Однако на внешние поверхности моделей сажей, охрой и мелом нанесены простые спиралевидные узоры, возможно, охранительного свойства, ведь аналогичные узоры можно видеть на трипольских ритуальных керамических сосудах (ил. 8.1–3).


Ил. 8. Трипольские находки

1–3. Сосуды. 4. Женские статуэтки


При археологических раскопках в пространстве рядом с жертвенником часто обнаруживают спрятанные в тайничках фигурки обнаженной женщины (ил. 8.4) или изображение женских символов, которые, как считается, использовали в обрядах эротической магии (для обеспечения урожая или плодовитости домашних животных).

Страница 11