Размер шрифта
-
+

Одиссея. Ночная страна - стр. 4



Как отмечает газета The New York Times, дело Смита в своем роде уникально, так как жюри присяжных в пропорции 11 к 1 проголосовало за пожизненное заключение для него, однако судья отменил это решение и заменил его на смертную казнь. Впоследствии власти штата упразднили право судей на подобные действия, но так как Смит был осуждён до введения ограничений, приговор остался в силе.



Вышеупомянутый сборник называется "Смертная казнь: за и против" (Москва "Юридическая литература", 1989).



Владимир Соловьёв, сын историка С.М. Соловьёва, после речи против смертной казни в марте 1881 г. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е годы проповедовал идеи объединения Востока и Запада через воссоединение и унию католичества и православия, боролся за свободу совести, против религиозной дискриминации.


В своей статье философ, автор концепта Русской идеи Вл. Соловьёв цитирует "известного учёного, знатока этого дела": "Это есть действие нечестивое, бесчеловечное и постыдное.


Во-первых, смертная казнь нечестная, так как по своей безотносительности и окончательности она есть присвоение человеческой юстиции того абсолютного характера, который может принадлежать только суду Божию, как выражение божественного всеведения. Преднамеренно и обдуманно вычёркивая этого человека из числа живых, общество заявляет: я знаю, что этот человек безусловно виновен в прошедшем, безусловно негоден в настоящем и безусловно неисправим в будущем. А так как на самом деле не только о будущей неисправимости этого человека, но и о его прошедшей виновности, хотя бы лишь фактической, обществу и его судебным органам ничего вполне достоверного неизвестно, что достаточно доказывается многими обнаруживающимися судебными ошибками, то не есть ли это явно нечестивое посягательство на пределы вечные и слепое безумие человеческой гордости, ставящей своё относительное знание и условную справедливость на место всевидящей правды Божественной. Или смертная казнь совсем не имеет никакого смысла, или она имеет смысл нечестивый.



Во-вторых, смертная казнь бесчеловечна – не со стороны чувства, а со стороны нравственного принципа".



Будучи нечестивой и бесчеловечной, смертная казнь имеет и постыдный характер, который уже давно закреплён за нею общественным чувством, как это видно из всеобщего презрения к палачу… Что бы ни говорили сторонники вечного мира, военный человек, сражающийся против вооружённых противников с опасностью для собственной жизни, ни в коем случае не может возбуждать к себе презрения… Но вся эта сторона самопожертвования или риска собственной жизнью и свободой, оправдывающая войну, извиняющая дуэль и даже смягчающая в известных случаях ужас прямого убийства, – в смертной казни совершенно отсутствует.

Страница 4