Размер шрифта
-
+

ОЧИЩЕНИЕ «НОВОГО ЗАВЕТА» - стр. 10

Изучение особенностей текста, связанных с употреблением того или иного имени, легло в основу Документальной гипотезы современной Библейской критики.

Тора (Пятикнижие)

Торa (– тора букв. «учение, закон» ;).

Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисеево (греч. или Книги Моисеевы.

В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.

Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.

Иногда Торой называют весь Танах.

Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.

В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

Термин Тора означает также учение – философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант – `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут – `Теория Относительности`).

Комментарии к Торе

Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения.

По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и Устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об Устной Торе, в книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…» (Шмот, 24:4).

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее – в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

В современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаонов (геоним) (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).

Есть также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне).

История

На сегодняшний день, несмотря на заметные успехи библейской археологии, Танах (Ветхий Завет) является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян, и поэтому не представляется возможным установить, в каком пункте древнееврейская история перестаёт быть чисто легендарной.

Страница 10