Размер шрифта
-
+

Очерки истории Саха: рождение Республики - стр. 11

. Крафт неоднократно вносил предложения о приравнивании якутов к русским крестьянам и о введении воинской повинности с целью "усиления окультуривания якутов", но они постоянно отклонялись вышестоящим начальством73. Реализуя свою идею, Крафт добился выделения 26 стипендий для обучения якутских детей74. Под его покровительством на территории области проводились географические и этнографические изыскания, завершавшиеся изданием их результатов и позволившие сохранить уникальный якутский фольклор и олонхо75. В Якутске появились телефон, телеграф, кинематограф, электричество, было построено двухэтажное здание музея-библиотеки. Указанные выше мероприятия способствовали не только росту и сплочению рядов якутской интеллигенции, но и росту её национального самосознания, одним из теоретиков которой стал А.Е. Кулаковский.




Интеллигенция Вилюйска, 1914 г.

(Первый во втором ряду слева – А.Е. Кулаковский)


Ленские события 1912 года практически не отразились на общественной жизни Якутии76. В то же время повсеместно отмечалось негативное влияние этих событий на хозяйственную жизнь края. Так, в корреспонденции из Мархинского улуса Вилюйского округа сообщалось: «По случаю волнений на Ленских приисках местные купцы имеют плохие дела, так как находятся в денежной зависимости от приисков». Примерно также считал первый национальный идеолог А.Е. Кулаковский, который в своём письме-программе «Якутской интеллигенции» специально подчеркивал, что происшедшие события уже «ушли в область преданий», что «бунты русских рабочих сего года прямого отношения к нашему делу иметь не могут». Подобная реакция областного общества и национальной интеллигенции лишний раз указывает на его неразвитость, связанную с отсутствием образования и патриархальным укладом жизни.

Начиная с конца XIX века в Якутии вопрос о путях развития якутского народа стал ключевым для национальной интеллигенции. В середине января 1912 года А.И. Софронов (Алампа)77, И. Н. Эверстов, К.М. Стручков, Н. Г. Соловьев и А. Е. Кулаковский составил устав «Кружка любителей якутской литературы» и подал в Якутское областное присутствие по делам об обществах и союзах заявление о регистрации этого общества. Кружок ставил своей задачей развитие литературы на якутском языке, но в регистрации его было отказано, так как областное присутствие нашло, что проектируемое общество имеет своей целью «объединение инородческих элементов на почве исключительно национальных интересов, а это запрещено законом».

Несмотря на негативное отношение властей, А. Е. Кулаковский, В. В. Никифоров, А. И. Софронов начали готовить к печати журнал «Саха саната»

Страница 11