Очерк православного учения об ангелах - стр. 17
Мир Ангельский, сколько он ни многочислен, сотворен Богом вдруг, единовременно, и не имеет в себе полов мужского и женского, как в животных и роде человеческом. Блж. Феодорит говорит: «Бессмертная природа не имеет нужды в женском поле. Посему Творец вдруг привел в бытие все число бесплотных»[72].
И еще он же: «Существа бестелесные Он (Бог) создал все вдруг. Ибо сколько мириад Он восхотел произвести их, столько и произвел с самого начала, почему для них и излишне было бы употребление жен»[73].
Что можно сказать нам о душе человеческой – имеет ли она различие полов? Она не имеет полового различия, и души мужей и жен по существу своему однородны и подобны. Приведем свидетельства о сем свв. отцов. Св. Григорий Богослов рассуждает: «Духовному и бестелесному нельзя дать собственного имени. Ибо как наименовать то, что не подлежит нашему зрению и что никакими человеческими чувствами не может быть познано? Для яснейшего уразумения возьмем в пример душу, сию малейшую частицу умного мира. Она, хотя и называется именем (психе́), означающим женский род, однако не имеет в себе ничего свойственного природе женской и не относится ни к женскому, ни к мужскому роду»[74].
Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Все души у мужей и жен подобны, различны только телесные члены. Нет особенного чина душ, по природе согрешающих, и чина душ, по природе творящих правду; но то и другое зависит от произволения, потому что души всех в существе своем однородны и подобны»[75].
С какой мощной силой Бог сотворил Ангелов
Удивляясь бессчетному множеству Ангелов, да не дерзаем мыслить, что многочисленный мир Ангельский утрудил Бога и истощил творческие силы Его. Всемогущий Бог при творении Ангелов и мира видимого не знал труда, не изнемогал и не терял Своих сил, подобно человеку. Пророк Исаия говорит: Содержай (Бог) круг земли, и живущие на ней аки пруги: поставивый небо, яко камару, и простер е, яко скинию обитати… и землю, яко ничтоже сотвори… не взалчет, ниже утрудится (Ис. 40, 22, 23, 28). «Сколько ни черпай воды из ключевого источника, – говорит св. Златоуст, – источник нимало не оскудеет; так и творческая сила Единородного: сколько бы ни было создано и сотворено ею существ, она нисколько не умаляется. Или лучше приведу более ясный пример света, так как и сам евангелист говорит о Нем: и живот бе свет. Как свет, хотя освещает бесчисленные тысячи людей, однако же нисколько не оскудевает в своей светлости; так и Бог, и до творения и по творении, равно не оскудевающ, не истощается, не изнемогает от создания многого. И если бы Ему нужно было создать тьмочисленные такие же миры, Он имеет довольно силы не только создать их, но и, по сотворении, сохранять бытие их».