Размер шрифта
-
+

Очерк православного учения об ангелах - стр. 11

; также во всех религиозных верованиях язычников некоторые примечают остаток первоначального почитания единого истинного Бога[42].

Здравое умствование

Известно, что если бы мы захотели отнять у нравственной философии все истины, заимствованные из Божественного откровения, то лишили бы ее всей ее силы[43].

Между врожденными человеку нравственными идеями мы не можем находить идеи о бытии Ангелов. Но разум, очищенный Священным Писанием, истину бытия Ангелов признает несомненной при следующих умозаключениях:

1) Если душа наша, будучи духовна и бессмертна, не насыщается никакими чувственными наслаждениями и стремится к единому бессмертному блаженному Богу, то могут быть существа бесплотные, одаренные таковым же и большим стремлением к всеблаженному Богу.

2) В лествице мироздания человек, очевидно, занимает середину, состоя из двух начал – физического и нравственного: тело его содержит все стихии мира видимого, а душа, одаренная высокими нравственными совершенствами, принадлежит к миру духовному; посему должно признать, что существуют твари чисто духовные, с высшими против души нашей нравственными силами[44].

II. Сотворение Ангелов

Бог един по существу Своему безначален. «Бог всегда был, – говорит св. Григорий Богослов, – и есть и будет, или лучше: всегда есть. Ибо слова: был и будет суть дробление нашего времени, свойственное тленной природе, а Он есть всегда Сущий, каковым Он Сам Себя называет, говоря на горе с Моисеем. Он вмещает в Себя всецелое бытие, которое не начинается, ни оканчивается, и есть как бы некое беспредельное и бесконечное море сущности, превышающее всякую мысль о времени и природе»[45].

А св. благоверный князь Константин говорит: «Вожделенное для всех благо состоит в том, что Бог по существу вечен, никогда не родился, а потому не имеет и начала. Сам же Он есть начало всего, что родилось»[46].

Беспредельно вечный и безначально блаженный Бог (1 Тим. 1, 11) не имел нужды ни в какой твари. Афинагор, христианский философ, говорит: «Бог сотворил мир, не имея в нем ни малейшей нужды. Бог Сам для Себя есть все, свет неприступный, мир совершенный, дух, сила и разум»[47].

Нельзя ли уяснить нам безначально блаженное состояние Бога прежде сотворения мира видимого и невидимого? Вечно блаженный Бог прежде сотворения тварей, по словам св. Григория Богослова, «наслаждался созерцанием Себя»[48].

Триединый, Он прославлялся Сам в Себе: «Не только прежде Адама, – учит св. Ириней, – но и прежде всякого создания Слово прославляло Отца Своего, пребывая в Нем, и Само прославлялось от Отца, как Оно говорит:

Страница 11