Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии - стр. 4
Тебе, показавшему нам свет». Хор поет великое славословие, после которого исполняется тропарь праздника. Возглашаются диаконом две ектении: сугубая и просительная. Завершается утреня отпустом священника. Чтец читает первый час, который посвящен последним часам жизни Спасителя, когда Он был введен в преторию от первосвященника Каиафы к Пилату и там был неправедно осужден.
Божественная литургия
Божественная литургия, или Евхаристия, занимает центральное место в жизни христианина, потому что оно соединяет человека с Богом – Источником Жизни Вечной. Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно происходит не только благодаря нашим усилиям, но в особенности нашим таинственным соединениям с Богочеловеком, Иисусом Христом. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причастием, и происходит оно во время Божественной литургии, где хлеб и вино становятся истинным Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому приступающий к Евхаристии должен достойно приготовиться. Необходимо присутствовать на вечернем богослужении, исповедоваться у священника, прочитать Правило ко Святому Причащению. Необходимо держать пост перед Причащением и накануне, после полуночи, ничего не есть и не пить.
Божественная литургия начинается чтением третьего и шестого часа, во время которых священником совершается проскомидия – приготовление Честных Даров для Евхаристии. Тогда же читаются записки о здравии живых и упокоении усопших.
Во время третьего часа мы благоговейно в умилении сердца прилежно размышляем, как Спаситель наш, Пилатом судимый и связанный у мраморного столба, принял бесчисленные поругания, заушения и был увенчан терновым венцом, чтобы нас освободить от мучительства диавола. К событиям, вспоминаемым во время чтения третьего часа, относится и сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков, которыми Господь просветил Своих учеников к проповеди Евангелия.
Во время шестого часа мы благоговейно в умилении сердца прилежно размышляем, как Господь нес Крест Свой на Голгофу и был распят на нем среди двух разбойников, как воины разделили Его ризы и была тьма по всей земле.
Литургия начинается возгласом священника «Благословенно Царство…». Предстоятель провозглашает присутствие Бога, в Троице славимого в Его Царстве в земной Церкви. Мы приходим в церковь для всецелого участия в Святых Таинах, а также для того, чтобы предложить Богу свои дары, духовные и физические. Другими словами, мы входим в Царство Божие не только затем, чтобы что-либо получить, но и чтобы что-то отдать – отдать самих себя и свое молитвенное приношение, хвалу и благодарение.