Размер шрифта
-
+

Обучение женщиной - стр. 4

Полярная модель европейского мышления из детских книг перекочевывает в умы взрослых. Скандалы в семье – это миниатюрные битвы добра со злом, где каждый считает себя правым, но, поскольку в жизни добро и зло различить гораздо труднее, чем в книгах, добро, а может быть, зло, считающее себя добром, обычно проигрывает, что вселяет в людей уверенность, что в этом мире нет справедливости.

Возможно, в мире действительно наблюдается определенный дефицит справедливости, но справедливость – понятие относительное и субъективное. С точки зрения Шоу-Дао, чего действительно не хватает в мире – так это мудрости и способности понимать самого себя и других.

Когда человек впервые осознает, что полярное мышление не отражает реальность, и что каждая ситуация, каждая фраза, каждый поступок, каждая идея может иметь множество толкований, как положительных, так и отрицательных, он на один шаг приближается к Даосскому восприятию мира. Подобная многозначность решений вначале сбивает его с толку, и он на некоторое время теряет способность с уверенностью утверждать, что хорошо, а что плохо. Но это происходит лишь в том случае, если он пытается разрешить проблему на интеллектуальном, логическом уровне. Добро и зло – категории не ума, а сердца. Для того, чтобы интуитивно отличать добро от зла, не нужны специальные заумные теории. Если действия человека делают счастливее его самого, его ближайшее окружение, не наносят намеренного вреда другим людям, и если он уверен, что поступает так, как нужно, эта уверенность избавляет от внутренних конфликтов, порождаемых ранее внедренными в его подсознание противоречивыми полярными установками разделения плохого и хорошего.

Рассмотрим, для сравнения, того же Павла Корчагина и Ли. Почти любой человек скажет, что Павел Корчагин – хороший, честный и порядочный человек, и, действительно, его воля, целеустремленность и верность своим убеждениям вызывают искреннее уважение. Но надо признать, что именно на таких людях и поднялась кровавая волна революции, повлекшая за собой миллионы человеческих жертв во времена сталинских репрессий, голода и войны.

Согласно привычным для нас критериям добра, Павка Корчагин – прекрасный человек. Но можно ли дать однозначно положительную оценку последствиям его действий, совершенных из лучших побуждений? Был ли он счастлив сам, и смог ли он сделать лучше жизнь других людей? Вряд ли.

С другой стороны, возьмем Ли с его эксцентричным и непредсказуемым поведением, склонностью к парадоксам, зачастую непривычными и странными для европейского уха утверждениями и стереотипами поведения. Кем считать его?

Страница 4