Размер шрифта
-
+

Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию - стр. 59

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны. Они могут иметь уравновешенный или конфликтный характер. На микроуровне у индивида с одними людьми складываются теплые, дружеские отношения, с другими – официальные, эмоционально нейтральные, а с некоторыми – неприязненные, враждебные. Аналогичные отношения могут складываться между социальными группами. Отношения в обществе между его членами и группами могут также иметь политический, экономический, социокультурный, правовой, религиозный и другие аспекты.

Социальные отношения имеют устойчивый характер во многом благодаря ценностям, которых люди хотят достичь и на которые ориентируются. Особенно это проявляется у членов каких-либо групп. Важное значение играет занимаемый социальный статус, в соответствии с которым выполняются определенные роли, могут складываться отношения, в том числе господства и подчинения.

Но в социальных отношениях нормы и образцы поведения еще не являются общезначимыми и строго обязательными. Они тесно связаны с личностными качествами их участников и характером сложившихся между ними взаимоотношений. Замена одного из участников, например тренера спортивной команды, может сказаться на всей системе отношений в ней, так как многое здесь строилось на взаимных симпатиях и привязанностях, доверии, привычке к определенным методикам тренировок и т. д. В обществе существуют и более устойчивые формы социальных взаимодействий.

Социальные институты. Общество представляет собой огромное множество людей и связей между ними. Нетрудно заметить устойчивость в их взаимосвязях, упорядоченность в действиях по удовлетворению возникающих потребностей. Это происходит благодаря социальным институтам. Слово «институт» происходит от латинского institutum – установление, устройство, т. е. его значение противоположно беспорядку, нестабильности, неорганизованности.

Социальные институты можно назвать великим социальным изобретением людей. Они представляют относительно устойчивый набор норм, ценностей, статусов и ролей, сосредоточенный вокруг какой-либо общественной потребности. Например, институт семьи ориентирован на биологическое и социальное воспроизводство человека; институты культуры (музеи, театры, библиотеки и т. д.) – на удовлетворение потребностей духовного развития; экономические институты – на удовлетворение материальных потребностей; институты политики и права – на управление обществом, обеспечение безопасности и социального порядка; институты образования – на социализацию, передачу знаний, опыта, накопленного предыдущими поколениями, подготовку кадров; религиозные институты – на помощь человеку в решении духовных проблем, поиске смысла жизни и др.

Страница 59