Обществоведение. Пособие для подготовки к централизованному тестированию - стр. 39
В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое» и некоторых других, основной является идея «сверхчеловека», наделенного высшей способностью к творчеству.
Массовая культура – явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной ауди тори ей. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, т. е. не обязательно языковые) стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп. Массовая культура может быть как национальной, так и всеобщей. В наиболее концентрированном виде она представляет собой совокупность явлений культуры XX в., характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры и рассчитанных на массовое потребление. Потребителей продуктов массовой культуры сами ее создатели нередко воспринимают как людей очень «средних», чтобы не сказать – неразвитых.
Термин «массовая культура» подчеркивает распространенность и общедоступность соответствующих духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующую особо развитого, утонченного, вкуса и восприятия. На массовую культуру влияют новые, так называемые «технические виды искусства», в первую очередь экранные (кино, телевидение, видео).
Как социальный феномен массовая культура является продуктом и достоянием буржуазно-демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику и культурный плюрализм. Существующие здесь социальные нормы делают граждан равноправными, что проявляется, например, в возможности каждого купить (или не купить) билет, диск, книгу, включить (или не включить) радио или телевизор. В результате этого люди могут систематически «заказывать» такую «культуру», которую хотят потреблять. «Продукты» такой культуры должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования и национальной принадлежности.
Вместе с тем неверно считать массовую культуру распространяющей псевдоценности. Социологами и культурологами установлено, что от интенсивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит способность людей адаптироваться к условиям рыночной экономики, адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.
Массовая культура содержит компенсаторный механизм, способствует поддержанию психологической устойчивости населения в непростой социальной ситуации, увеличивает его причастность к политическим событиям, делает доступными для многих достижения науки и техники. Произведения массовой художественной культуры призывают индивида интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать против нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческий миф – миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить та кой мир, ее задача в другом – предложить реципиенту (зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности. Чем откровеннее большие художники говорят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бременем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка об этом самом мире.