Общественные системы. Элементы генезиса. Эссе - стр. 26
Таким образом, осознание системной значимости, стремление к реализации установок личности, особенности когнитивной системы, внешнее воздействие и относительная изолированность субъектов могут обострить вопрос о наличии прав и обязанностей субъекта перед сообществом и прав и обязанностей сообщества перед субъектом.
Прежде всего следует отметить, что человек как полноценная личность образуется только в составе человеческого сообщества. Человеческая история знает только одного ребенка, воспитанного животными в полноценную личность – Маугли, но это вымышленный персонаж. В остальных, реальных, случаях получались создания с задатками животных, но без их врожденных поведенческих алгоритмов, что делало их полностью не приспособленными к самостоятельной жизни. Человеческие (когнитивные) способности у таких «маугли» были минимизированы. Это объясняется тем, что человек рождается с минимальным количеством встроенных поведенческих алгоритмов и для создания личности требуется постоянный приток разнообразной информации (обучение), которой мало в лесу, но вполне достаточно в сообществе (как минимум – в семье, если в ней имеется несколько поколений и есть связь с внешним миром). К тому же человек рождается физически (не может самостоятельно добывать пропитание) и интеллектуально (не может самостоятельно добывать информацию) беспомощным и требует длительного ухода и опеки со стороны матери (которая в этот период нуждается в опеке со стороны семьи). Обучение ребенка как правило длится несколько лет. Начальное обучение на бытовом уровне может быть предоставлено в рамках семьи (что обычно и происходило в старых крестьянских семьях), но более углубленное образование (специальное профессиональное, высшее) обычно предоставляется теми или иными структурами и организациями в сообществе.
Кроме того, как следует из выражения (2), текущее состояние субъекта по всем параметрам имеет смысл только в рамках сообщества, в которое он интегрирован. При выпадении субъекта за рамки сообщества субъект остается с деформированным личным контентом пассивных параметров и образованным за период существования в сообществе информационным контентом.
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что субъект и сообщество нуждаются в существовании друг друга. Без субъектов сообщество не будет существовать, а без сообщества субъект не станет субъектом.
Следует отметить, в качестве замечания, что по мере развития технического прогресса стандартный человек все в большей степени нуждается в поддержке сообщества, так как чем развитее сообщество, тем в меньшей степени человек способен прожить самостоятельно в дикой природе как с точки зрения обеспечения жизнедеятельности, так с точки зрения и обеспечения личной безопасности и защиты от дикой природы. Пример путешественников-одиночек только подтверждает сказанное – все они широко используют достижения технического прогресса. В то же время человек из какого-либо дикого племени, особенно в тропическом или экваториальном поясе, имея небольшие запросы, вполне свободно может самостоятельно обеспечить свое существование в джунглях (дав начало таким образом новому племени) как в части поиска еды, одежды, так и обеспечения личной защиты и лечения. В противовес этому, по мере роста численного состава сообщества, системная значимость каждого субъекта, особенно если речь не идет о выживании сообщества или конкуренции нескольких подобных сообществ, объективно снижается. Например, в том же диком племени, в котором двадцать человек, смерть любого из них может быть критична для выживания племени, а в Китае эмиграция среднего китайца в другую страну не повлечет за собой каких-либо последствий.