Размер шрифта
-
+

Общая психология - стр. 11

С эпохой Возрождения связано появление вопросов о свободе человеческой личности, о месте человека в обществе. В этот период было совершено множество значительных открытий в области анатомии, техники, архитектуры. Научный прогресс перевел изучение психики человека из области теоретических измышлений в практическое русло.

Одним из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения по праву считается Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский ученый, представитель типа «универсального человека» (homo universalis), или, как его еще называют, «Человек эпохи Возрождения». Термин «универсальный человек» применяют к людям, чьи знания и успехи не ограничены какой-либо одной областью. Понятие было введено в Италии эпохи Возрождения, когда многими людьми начал признаваться факт, что человек может быть успешен в различных областях, если сам этого захочет. Наиболее известными «универсальными людьми», помимо да Винчи, можно назвать Аристотеля, Коперника, Галилея, Ломоносова.

Ему принадлежит классификация основных эмоциональных состояний (аффектов), которые может испытывать человек: радость, горе, гнев. Леонардо наблюдал и фиксировал влияние возраста и эмоций на физическое состояние человека. В частности, он отмечал, что состояние ярости негативно сказывается на здоровье человека.

Да Винчи знаменит и тем, что внес значительный вклад в медицину и психологию, занимаясь проблемами анатомического строения человеческого тела. Будучи талантливым художником, да Винчи смог точно отображать строение тела, создав теоретическую работу по анатомии, содержащую более 200 иллюстраций.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом исследования – сначала античных философов, потом богословов эпохи Средневековья и Возрождения, – а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.

2.3. Развитие психологии в Новое время

В эпоху Нового времени душевный мир человека осмыслялся с общефилософских, умозрительных позиций.

Направление исследования, считающее ощущения человека основой для получения им знаний, было названо сенсуализмом. Противоположная точка зрения была представлена рационализмом, признающим мышление главенствующим явлением в познании мира человеком.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, основоположник эмпиризма. Бэкон предложил отказаться от умозрительного способа решения вопросов, характерного для ранних этапов развития науки, и перейти к эмпирическому изучению закономерностей развития человека.

Бэкон предложил выделять рациональную и нерациональную душу. Рациональная душа божественна и принадлежит только людям, нерациональная, телесная душа принадлежит и животным тоже. Рациональная душа обладает памятью, рассудком, воображением и волей, нерациональная – способностью к ощущениям. Рациональная душа с помощью метода индукции обрабатывает получаемую нерациональной душой информацию.

Страница 11