Общая психология - стр. 18
1
Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Типы зрительного восприятия: синтетический, аналитический и аналитико-синтетический.
Синтетический тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее малорасчлененное впечатление о всем объекте. Отдельных деталей он часто не замечает, и поэтому, когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сделать не в состоянии.
Аналитический тип замечает прежде всего детали объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Общее же впечатление об объекте у него бывает смутное и малоопределенное. Про такого человека говорят, что он за деревьями не видит леса.
Аналитико-синтетический тип хорошо воспринимает как предмет в целом, так и его отдельные детали, поэтому при необходимости он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой его части в отдельности. При исследовании нового объекта этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой его части и обратно, благодаря чему результаты познания воспринимаемого предмета становятся наиболее полными и точными.
2
При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.
3
Галлюцинации – восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.).
Галлюцинации возникают, как правило, вследствие того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человек, находящийся во власти галлюцинаций, переживает их как истинно воспринимаемое, т. е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительные галлюцинации могут быть бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.