Obscura reperta [Тёмные открытия]. Игра в роман - стр. 44
Вечером Артур привез картины. Открыла ему Эммануэль.
– Здравствуйте, Артур, проходите! Поставьте сюда, пожалуйста.
– И вот приглашение, – протянул он ей листок.
– Спасибо, надеюсь, что приду. Мне очень понравилась галерея вашего брата.
– Роланд будет рад.
– А вы… я хотела спросить, вы видели картины?
– Нет, он их упаковывал без меня.
– Мне не терпится их развернуть, давайте посмотрим?
– Конечно, надо проверить, что все в порядке.
Пока она возилась с упаковкой Артур стоял неподвижно, впитывал все, что происходило в комнате – вечерний свет, звучащий где-то в другой комнате джаз, ее движения, которые вдруг под его взглядом замедлялись, замирали и возобновлялись неуверенно, как ответ на экзамене, ее просторное платье, окрашенное так, словно девушку на время поставили в тазик с фиолетовыми чернилами, и ткань впитала их, но чернил хватило только на половину платья, а верх и рукава остались светло-зелеными.
Артур и не думал помогать ей, не думал о том, что это кажется ей странным и обидным, он просто плыл в ее музыке, просто ждал, когда тема сменится и вновь польется ее голос.
– Вам нравится? – Маленькую картину Эмануэль держала в руках, рассматривала, даже понюхала, Артуру показалось, что еще немного и она лизнет этот холст.
– Я не люблю натюрмортов, – просто сказал он.
– А что любите?
– Море. Поля… в общем, простор.
– На картинах?
– Больше просто так. Но если говорить о картинах, то на картинах тоже. Брат подарил мне альбом Тернера, его работы мне очень пришлись по душе, есть еще много картин, которые мне нравятся – у Писсаро, Моне, Ван Гога, и других, чьих имен я не помню. В отличие от Роланда, я только могу сказать, нравится мне что-то или нет.
– То есть вы не разбираетесь в живописи.
– Нет. Мне нужнее архитектура, я ее лучше понимаю.
– Ну да, вы же строительством занимаетесь, отец мне рассказывал, и что-то еще…
– Судоверфь…
– Поэтому – море?
– Наверное. Как-то не задумывался, почему. Нравится – этого достаточно.
– Да? Интересно… – Эммануэль была немного сбита с толку. Ее умение вести непринужденную беседу вдруг оказалось не таким совершенным. Было ясно – главное в этом разговоре то, о чем Артур молчит, все остальное – не более чем церемонные уловки, чтобы потянуть время и помолчать подольше. Ей хотелось, чтобы он проговорился, потому что молчание его было тяжелым, она чувствовала, как мучительно оно было для него, и эта тяжесть невольно передавалась ей. – А чем вы вообще увлекаетесь?
– Ничем.
– Так бывает?
– В самом слове «увлекает» есть какое-то подчинение, вам не кажется? Обычно я работаю. Или отдыхаю.