Размер шрифта
-
+

Образы добра: люди и животные - стр. 39

Умеют ли животные любить так, как человек?

– Наверняка умеют, но не как люди, а по-своему, – отвечает священник Алексий Плужников. – Примеров мы можем видеть множество. Любовь ли это, привязанность, дружба или какой-то особенный животный инстинкт – мы не знаем точно, но когда собака отказывается жить, когда умирает ее хозяин – трудно это назвать случайностью или просто инстинктом. Будем верить в любовь, не зря же у нас с ними, с животными, один Творец.

«Мы живем в мире изломанном, искаженном грехом и страстями, – пишет игумен Нектарий (Морозов). – И та красота, которая все же жива в нем, есть отблеск красоты иной: она напоминает нам о том, каким он был когда-то, о его дивной первозданной гармонии. И о том, какое место занимало в нем все то, что существует и по сей день: человек, живая и неживая природа, те самые братья наши меньшие, о которых здесь речь.

Что побудило всесовершенного, вседовольного, самодостаточного, ни в чем не нуждающегося Бога сотворить обитаемую вселенную? Только Его любовь, больше ничто. Любовь – в каждом мельчайшем фрагменте всего сотворенного. С какой удивительной премудростью и заботой устроено все в мире! Каждая зверушка, каждая букашка, каждая соломинка и травинка поражают продуманностью и совершенством.

Но нам кажется, что все продумано, все устроено исключительно для нас; и любовь, и забота Божии тоже лишь наш незаслуженный дар. Но может ли Господь, будучи самой Любовью, всеобъемлющей, все наполняющей Собой, кого-то этой любви лишить, кого-то ею обойти? Неужели ничто вообще не имеет цены на земле, кроме человека?

Да, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, – венец творения, чудное соединение плоти и духа, земли и Неба. Но и все прочее творение – не декорация, не фон, не какой-то необязательный придаток. Нет, в основе всего сотворенного – та же любовь Божия, от которой и которой все произведено, дивный мостик от небытия к бытию.

А почему кажется нам, что все только и всецело для нас и ни в коей, ни даже в самой маленькой мере не само по себе? Потому что в нашем духовно калечном состоянии центр вселенной сместился и оказался в тех границах, которые очерчены в ней контурами нашего же тела. И мы относительно всего уверены, что оно – для нас. И люди – для нас. И Бог – для нас. Что уж о живой и неживой природе говорить. И в каком-то смысле правда все это. Ведь, по слову блаженного Августина, Господь о каждом человеке заботится так, как если бы он был единственным в мироздании. Но и обо всех вообще – как об этом каждом» (игумен Нектарий (Морозов). Уроки в школе любви).

Страница 39