Образы добра: люди и животные - стр. 36
Можно ли православным держать в доме собак? – задает вопрос журналистка Ольга Гуманова иеромонаху Никанору (Лепешеву). – Правда ли, что собаки – нечистые животные?
Деление животных на «чистых» и «нечистых» существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в Посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные – чисты перед Богом, а другие – осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны – то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.
Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие – «добро зело», то есть «хорошо весьма». Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.
Бытует поверье: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.
У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: «Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение». И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака – нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме (Ольга Гуманова. Попадут ли животные в рай?).
И все-таки, почему именно к собаке сложилось такое предвзятое отношение?
Начнем с истории: каково было отношение к четвероногому другу в античную эпоху? Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне надевали на боевых собак даже броню.
Но вот у народов, чтивших Библию как Священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки – равнозначно плате блудницы, – нельзя было вносить в Скинию –