Образы добра: люди и животные - стр. 29
Когда вообще животных убивать – не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?
Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота – это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, – то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.
Бродячую бешеную собаку убить необходимо ради безопасности людей. А вот просто убивать, потому что она бродячая – плохо, лучше искать иные пути решения проблемы: стерилизация, приюты…
Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты в научных лабораториях, что юные медики оттачивают на животных свои новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу – где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению – человеку – над животным миром?
Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов – добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-то ведь мычала или хрюкала. Граница – в целесообразности и доброй разумности.
А как верующему человеку относиться к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали эти явления как благо – ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, расширить кругозор, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют различные забавные трюки. Но не является ли это завуалированным – а иногда и открытым, как в некоторых зоопарках, – издевательством над животными?
Вопрос опять сводится к любви: где издеваются – там зло совершается, а где животных любят, как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Даррелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в «свободном» диком мире этих животных истребляют браконьеры, поэтому зоопарк является спасением для будущего многих и многих видов зверей, птиц, которые рано или поздно навсегда исчезнут…
Нередко животных стерилизуют – и многие верующие считают это насилием над богоданной природой животного.
Если рассуждать про «богоданную природу животного», которой нельзя касаться, то следует вообще стать индуистами, считать всех животных священными и питаться лишь морковкой, разметая веничком у ног своих, чтобы не наступить на чью-нибудь природу… Но мне кажется, что лучше не впадать в крайности, а поступать по уму: раз требуется стерилизация, то вполне можно ее сделать, не впадая в доморощенные богословские изыски.