Образы добра: люди и животные - стр. 19
«Что ж, некоторая правда в данных характеристиках людей и зверей есть, – говорит священник Алексий Плужников, – вот только мы порой забываем, что не только люди вокруг нас эгоистичны, жестоки, неблагодарны, но и сами мы совершенно такие же. Поэтому животных легче любить, чем людей, но ведь мы сами все-таки хотим, чтобы нас любили люди, а не только верный пес… Ведь любовь к животному – она всегда “сверху вниз”, хозяйская, неравная. Человек устроен Богом так, что ему мало общения с животным, человек не может жить без другого человека, а поэтому нам и приходится терпеть друг друга, учиться любить. Мы, люди, свободны в своей любви и ненависти, в этом наша и сила, и слабость одновременно».
«Так где же эта грань, отделяющая доброе чувство к твари Божьей, милосердную заботу о ней, от того, что творение превращается в маленького идола, становится важнее и дороже человека – образа и подобия Творца?»
«Грань там, где любовь и забота переходят в страсть, в идолопоклонство. Любовь идет царским, мудрым путем, не впадая в чрезмерное обожание, преклонение перед своей моськой. Тут дело не в самом животном, а в том, что на этом месте могут быть деньги, власть, жадность, еще какой-то идол. Проблема внутри души человека, а не в салоне моды для пуделей».
Об этих проблемах человеческой души – о страстях, перегибах, доведении привязанности к питомцам до абсурда – рассуждает священник Андрей Ефанов:
«Конечно, животные нужны в жизни человека. Богом они созданы для помощи людям, и хотя главными помощниками теперь стали рукотворные машины, все же людей тянет к животным. Наверное, в этом есть что-то инстинктивное. И потом, никакая машина, компьютер, или стиральная машина, или другой механизм не вызывает столько эмоций как у взрослых, так и у детей, сколько веселый щенок или же ленивая кошечка. Особенно дети привязаны к животным, причем дети разных возрастов, от малышей до подростков. И старики к ним привязаны не меньше. И это, конечно, неплохо. Это замечательная школа любви для всех нас. Ведь еще в Ветхом Завете сказано: «блажен, иже и скоты милует» (Притч. 12:10). Но эта школа хороша как начальные классы. Если же увлечение домашними животными становится делом всей жизни, тогда неизбежны перегибы сознания; проблемы, порождаемые такой привязанностью, могут серьезно сказаться на психике и духовной жизни человека. Известны случаи, когда строятся храмы для проведения служб для животных, есть прецеденты, когда животных причащают. Но это уж совсем крайности, да и происходят они на еретичествующем Западе. У нас свой менталитет и свои проблемы. И если в религиозной сфере почитание животных не заходит у нас дальше рассуждений о том, воскреснут ли животные, то в быту существует целый культ почитания кошечек и собачек (к рыбкам и хомячкам отношение все же зачастую попроще)…