Об искусственном интеллекте первобытных людей и первобытном интеллекте наших современников - стр. 13
Интеллект и ум, а тем более – психику разделяет сама их природа. Интеллект всегда вторичен по отношению к уму и психике. Сам же ум основан на психике, чувствах (способности чувствовать), опыте (в самом широком смысле) и памяти (способности запоминать, интеллекте). Всё это объединяет работа биологического мозга. А интеллект (в том числе и искусственный) основан только на объёме информации и алгоритме её выполнения. Человек с высоким интеллектом хранит в памяти много информации, человек с низким интеллектом – хранит немного, в основном наиболее необходимую для повседневной жизни информацию. Но на качестве чувств разница их интеллекта почти никак не отражается, в том смысле, что и тот, и другой способны на одни и те же чувства, как по их диапазону (широта), так и по их силе (высота). А вот осмысление чувств (глубина) уже зависит от интеллекта. Более образованный человек может лучше осмыслить и объяснить свои чувства, чем менее образованный.
Кроме того, так как интеллект нейтрален, плохие и не рациональные (не разумные) поступки могут делать даже высокоинтеллектуальные люди. Здесь не надо путать понятия «интеллектуал» и «интеллигент». Хотя эти понятия часто тоже считают синонимами, всё-таки они не идентичны. Первое относится к знанию, второе – к воспитанию. Интеллигент как социальная прослойка – это уже другое, это относится к профессиям.
Здесь опять приведём небольшую иллюстрацию того, что интеллект – это просто объём знаний, чтобы у читателя это отложилось в голове как таблица умножения, чтобы читатель больше не путал интеллект с умом и разумом.
Возьмём для примера двух людей: с одной стороны, крупного учёного, академика с широкими познаниями, а с другой – охотника-профессионала со средним образованием. Как вы думаете, у кого из них больше интеллекта, у кого он на более высоком уровне? Безусловно, у академика. Думаю, с этим и сам охотник не стал бы спорить. У академика и кругозор шире, и мыслительные способности более развиты. Но дайте каждому по ружью и отправьте на недельку в лес. Как думаете, кто выйдет из леса с добычей, а кто, может, и вовсе не выйти? Естественно, тут академик со всем своим интеллектом проиграет охотнику начисто. Хорошо, если останется жив, питаясь ягодами, грибами и орехами.
То есть мы видим, что более развитый интеллект вполне может уступать менее развитому, причём, уступать значительно и даже фатально, если у более развитого интеллекта отсутствуют те знания и навыки, которые необходимы в данной ситуации и которые есть у менее развитого интеллекта. В данном случае, знания о том, как охотиться и выжить в лесу. Значит, интеллект – это вовсе не мыслительная способность, раз уж средние мыслительные способности охотника победили значительные мыслительные способности академика.