О жизни и воскресении - стр. 3
, содержащиеся в учении Иисуса, не совпадают ни с обычными представлениями о физическом существовании и его прекращении, ни – с представлением о том, что якобы избавление от «второй смерти» и дарование вечной жизни «откладываются» до Страшного суда…
Тогда что же такое особенное подразумевает Иисус, уча о «жизни и смерти»? Чтобы ответить на это, постараемся сопоставить его слова с библейским учением в целом.
Начнем с того, что слово Божье испокон веков рассматривалось как сила, оживляющая душу человека:
…Это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня. (Пс. 118, 50)
Точно так же и слово (учение) Иисуса несет в себе жизнь – «воскрешает из мертвых» человеческую душу:
…Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. (Иоан. 5, 25)
Слово (учение) Иисуса «пробуждает» в человеке жизнь вечную, помогает ему перейти «от смерти в жизнь» (там же, ст. 24). Обратим особое внимание на то, что оживление, животворение, о котором говорится здесь, наступает, когда «глас» (благовестие, учение) Сына Божьего услышан, то есть воспринят внутренне.
Для того же, чтобы понять, как и вследствие чего «умирает» или «оживает» душа, мы обратимся к той стороне учения Иисуса, которая объясняет духовное строение человека, говорит о его внутреннем составе. Вот одно из важнейших высказываний Иисуса на эту тему:
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоан. 6, 63)
Здесь утверждается, что дух (наивысшая составляющая человеческой личности) «животворит», то есть является непосредственным проводником жизни, исходящей от Бога. Через дух жизнь нисходит и на другие уровни строения человека – душу и тело:
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока… (I Фес. 5, 23)
С такими словами обратился апостол Павел к Фессалоникийцам. «Вся полнота» человека, то есть весь человек, согласно сказанному здесь, – это «дух, душа и тело»…
Душа, ее пища и питие
Исследуем сначала – какими же свойствами обладает дух, согласно библейским данным?
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)
Итак, одно из свойств духа – «испытывать», то есть исследовать, а значит, проявлять ментальную деятельность:
…Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… (Пс. 76, 7)
О пророке Данииле сказано, что в нем
…Оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы… (Дан. 5, 12)
Дух человека наделен способностью познавать: