О воспитании детей - стр. 7
Но чтобы исполнить долг воспитания детей в религиозности и набожности, родители сами должны быть благочестивыми, богобоязненными, сами должны любить молиться. Если мать не из числа богобоязненных и благочестивых, если она не находит (так как и не ищет) утешения и радости в молитве, то она не воспитает своих детей в благочестии. Только если мать сама истинно благочестива, и если ребенок видит её часто усердно молящейся, он и сам научится благочестию и усердной молитве.
Итак, вы знаете, почему важно с самого раннего детства приучать детей к благочестию; вы слышали, что матери особенно должны наставлять детей своих в вере и благочестии и приучать их к молитве до поступления в школу. Потому-то к вам обращаюсь, христианские матери: самое лучшее наследство вы оставите детям своим, само лучшее приданное вы приготовите дочерям своим, если дадите им истинно религиозное воспитание. Учите же их, как я кратко сегодня указал вам, основным истинам святой нашей веры, учите их словом своим и примером с самого нежного возраста благочестию и молитвам. Будьте уверены, что законоучители и учителя напрасно будут трудиться сделать ваших детей добрыми и богобоязненными христианами, если вы не положите этому основание дома. Воспитывайте детей в набожности и страхе Божием, и вы тогда можете надеяться, что дети после будут утешать вас и радовать. Потому что, если ваши дети будут благочестивыми и богобоязненными, тогда они будут и послушны, и благодарны вам самим; если вы научите детей своих исполнять обязанности к Богу, то они будут исполнять свои обязанности и к вам.
Поэтому, отцы и матери, воспитывайте детей своих для Бога и для Неба, тогда вы будете иметь от них радость и на земле. Аминь.
Поучение о том, как воспитывать детей, чтобы они были послушны
Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери
(Притч. 29, 15)
Не много в Евангелии повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа; но это немногое весьма важно многоучительно. О двенадцатилетнем Иисусе Евангелист Лука записал следующее: Иисус пошел и пришел с Иосифом и Марией Матерью Своей в Назарет; и был в повиновении у них (ср.: Л к. 2, 51). То самое, что Евангелист поставляет в похвалу отроку Иисусу то есть послушание лицам, которые на земле занимали Ему место родителей, – то самое апостол Павел прославляет в Иисусе, достигшем мужеского возраста, – прославляет послушание Его Небесному Отцу: Он послушным был, – свидетельствует апостол, – даже до смерти, и смерти крестной (ср.: Флп. 2, 8). Апостол идет еще дальше и от этого послушания выводит спасение мира: