Размер шрифта
-
+

О том, как грех вызывает наказание - стр. 20

Искушения и помыслы обнаруживают произволение нашего самовластия и чистоту сердечную. Святой Исаак Сирин поучает, что благодать Божия всех вводит в искушения, чтобы постепенно обучить мудрости и способности презирать духов злобы: «Благодать попускает, чтобы посылаемы были на него (человека) искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их». В другом месте он продолжает: «Знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований… Бог не дает великого дарования без великого искушения». О необходимости таких искушений в деле становления нового человека свидетельствует и свт. Григорий Богослов, говоря, что жестокая брань необходима для того, «чтобы диавол подвер гался здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто немощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях всегда имели славу свою, очищаясь, как золото в горниле».

Подводя итоги всего вышесказанного, приведем слова свт. Иоанна Златоуста, наиболее четко сформу лировавшего причины, по которым Бог допускает существование диавола и не препятствует ему посещать нас искушениями: «Во-первых, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее диавола, во имя Христа знаменуясь крестом животворящим; во-вторых, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился обилием даров, не забывая своей немощи и силы помогающего тебе; в-третьих, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты через это сделался тверже и крепче; в-пятых, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокро вищах, ибо диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя в высшей степени чести».

Должное отношение к падшим духам показал нам Сам Господь Иисус Христос, когда по попущению Божию сатана пытался искусить Его, предлагая все мирские блага за поклонение себе. Богочеловек сказал: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» (Мф. 4, 10). Во-вторых, Он повелел демонам молчать, когда они вопияли из одержимых ими. Воплем своим они провозглашали правду; они не лгали, когда говорили: «Иисусе, Сыне Божий и Святый Божий» (Мф. 8, 29; Мк. 1, 24). Но Господь не желал, чтобы истина проповедовалась нечистыми устами, особенно же устами демонов, чтобы они, воспользовавшись этим случаем, не примешали по злому произволению чего-либо своего и не насеяли бы его спящим человекам

Страница 20