О судьбе и доблести - стр. 8
После Граника Александр начал методично захватывать города на западном берегу Малой Азии, выполняя задачу по лишению персов баз для флота. Зимой 334/33 года до н. э. македонская армия заняла без сопротивления Карию, Ликию и Памфилию, затем поднялась на север и покорила Фригию. Именно здесь Александр якобы разрубил сложный узел, завязанный когда-то царем Гордием, который предсказал власть над Азией тому, кто справится с узлом.
Весной 333 г. до н. э. Александр отправился южнее – в Сирию. Здесь он столкнулся с большой персидской армией в горном проходе у Исса – и македонская армия снова показала свое превосходство. Каждая часть боевого построения «знала свой маневр», пехота поддерживала конницу, а конница пехоту. Решающее значение опять сыграла тяжелая конница, которой руководил лично Александр.
После поражения при Иссе персидский царь Дарий III бежал, оставив богатый обоз и семью. Источники рассказывают об удивительном великодушии македонского царя, который сохранил жизнь родным Дария и окружил их почетом. Так начала проявляться своеобразная цивилизационная парадигма Александра – убрать личного противника Дария, но сохранить Персию в культурном и отчасти в политическом смысле, соединить ее с Грецией в единую, вселенскую державу.
Далее пришла очередь богатых купеческих городов Финикии (в Восточном Средиземноморье). Захват этих городов наносил непоправимый урон персидскому флоту, большая часть кораблей которого были именно финикийскими. Из упомянутых городов серьезное сопротивление Александру оказал лишь Тир.
Город был взят после шестимесячной осады, в которой македонянам пришлось насыпать дамбу в море, задействовать свой флот, построить специальные осадные башни. Разгневанный Александр не пощадил жителей непокорного города: 30 тысяч тирян было продано в рабство.
Охват Восточного Средиземноморья должен был завершиться в Египте, куда македонец и направил свои войска в 332 г. до н. э. Как таковой военной кампании тут не было. Жители Египта приняли македонян и греков как освободителей от Персии. Теперь в распоряжении Александра оказалась страна, способная обеспечить всю его армию, да и саму Элладу, хлебом.
В Египте македонский царь продолжал следовать своей идее объединения народов и религий. Он принес жертву египетским богам, да и сам был объявлен жрецами сыном бога Амона. Вероятно, это должно было подтвердить притязания македонского царя на мировое господство, внушить армии уверенность в дальнейших победах.
И действительно, именно после Египта Александр начинает регулярно подчеркивать свое особое происхождение, а вскоре и греческие полисы получили указание почитать гегемона Эллады как бога. В дельте Нила царь основал город, названный Александрией. Ему суждено было стать крупнейшим портовым, научным и культурным центром Древнего мира. (Еще несколько Александрий появятся в Азии по пути следования македонской армии.)