Размер шрифта
-
+

О судьбах народов и человечества - стр. 3

Восьмой раздел – о происхождении такого института, как «интеллигенция». Здесь я показываю, что современная интеллигенция берет свое начало с ветхозаветных фарисеев и книжников. Редко кто видит в евангельских фарисеях и книжниках прообраз современных интеллигентов, а святитель увидел. Николай Сербский показывает глубинные исторические и духовные корни интеллигенции, которая во все времена заражала своими тлетворными идеями общество, подрубала веру народа в Бога, расшатывала устои государства. Это наглядно видно на примере фарисеев и книжников, которые вели Израиль к погибели. Примерно такую же роль сыграла в истории нашего государства «российская» интеллигенция, которая была чужда духу Святой Руси, в своей массе была безбожна и питалась идеями французского «просвещения» (Вольтер, Дидро, Руссо и др.), социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье и др.), немецкой классической философии (Гегель, Кант и др.), английской политической экономии (Адам Смит, Давид Рикардо и др.).

Девятый раздел – об образовании и просвещении. Он продолжает разговор, который был начат в первой книге, где имеется раздел «О науке и образовании». Опираясь на работы святителя, я попытался разобраться в том, что такое «образование» и что такое «просвещение», в чем они совпадают и в чем различаются. Святитель констатировал, что уже до Второй мировой войны образование в Европе переживало кризис. Сегодня, в начале XXI века, образование и просвещение находятся в состоянии уже не кризиса, но самой настоящей катастрофы. Я попытался общими штрихами обрисовать некоторые стороны этой катастрофы и оценить ее последствия. А также, ссылаясь на святителя Николая Сербского, дать некоторые рекомендации, как нам, христианам, действовать в условиях этой катастрофы.

Подытоживая, хочу еще раз повторить, что творческое наследие святителя Николая Сербского воистину бесценно. Когда я ставил точку в последнем своем очерке, то мысленно задал себе вопрос: какую часть творческого наследия Николая Сербского мне удалось охватить своими двумя книгами? – Думаю, что одну четверть, максимум – треть. Но это чисто формальная, количественная оценка. Перечитывая некоторые работы святителя, я нахожу в них все новые и новые крупицы мудрости. А потому можно сказать, что наследие святителя неисчерпаемо.

Спасибо тем, кто возьмет в руки мою книгу и прочитает ее. Готовил я ее ради того, чтобы читатель в конечном счете взял в руки книги самого святителя. Взяв же в руки книги святителя и прочитав их, он (читатель), я уверен, возгорится непреодолимым желанием взять в руки Священное Писание. Даже если он его читал (и даже изучал) ранее, то после книг святителя Николая Сербского он взглянет на Священное Писание несколько другими глазами. Святитель помогает нам духовно прозревать и проникать в глубинный смысл всего происходившего в истории человечества и происходящего в сегодняшнем мире. А главное, читатель поймет, как прилагать идеи Священного Писания к своей повседневной жизни.

Страница 3