Размер шрифта
-
+

О строении вещей

1

В скобках римская цифра будет обозначать том, арабская – страницу по изданию: С. Эйзенштейн. Избранные произведения: В 6 т. М.,1964-1971

2

Л.С.Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 34.

3

М.С.Роговин. Введение в психологию. М., 1969. С. 19—20.

4

Цит. по В.В.Иванов. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976. С. 66.

5

Известно также, что рукопись другой большой работы Л.С.Выготского «Трагедия о Гамлете, принце датском, В.Шекспира», над которой он работал до 1916 г. и продолжением которой в известном отношении» явилась «Психология искусства», сохранилась в его архиве с многочисленными пометками Эйзенштейна. (См. В.В. Иванов. Указ. соч., с. 74, сноска 2.)

6

М.Г.Ярошевский. Психология в XX столетии. М., 1971. С. 133

7

См. об этом: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. С. 84, 255

8

Ч.Дарвин Избранные письма. Т. VII. 1950. С. 42.

9

Д.И.Дубровский. Психологические явления и мозг. М., 1971. С. 237. Ср.: М.С. Роговин. Указ. соч. С. 158.

10

См. об этом: Е.Басин. С.Эйзенштейн о психологических механизмах воздействия искусства // Художники социалистической культуры. М.. 1981

11

М.С.Роговин. Указ. соч. С. 28.

12

Л.С.Выготский. Психология искусства. С. 16

13

Л. С.Выготский. Психология искусства. С. 16.

14

Там же. С. 33.

15

См. А.И.Липков. Проблемы художественного воздействия: принципы аттракциона. М., 1990.

16

С.Эйзенштейн. Избр. произведения: в 6 т. М: «Искусство», 1964 – 1971. Т. 2. С 269 – 273. В дальнейшем при ссылках на это издание указываются только том и страницы.

17

Т. 1.С. 109-116.

18

Т. 1. С, 543—546.

19

Т. 5. С. 29—31.

20

Т. 2. С. 35—44.

21

Т. 2. С. 45-59.

22

В черновом автографе сноска: «Тут имеет место такая же дезиндивидуализация характера категории ощущения как, напр[имер], при другом "психологическом" феномене: при ощущении наслаждения, возникающем от чрезмерного страдания (до известной степени всем знакомое ощущение). О нем пишет Штеккель: «Боль при аффективном перенапряжении перестает восприниматься как боль, а ощущается лишь как нервное напряжение… Всякое же сильное напряжение нервов оказывает тонизирующее действие. Повышение же тонуса вызывает чувство удовольствия и наслаждения"».

23

Т. 1. С. 547—559.

24

Т. I. С 560-568.

25

Т. 2. С 60-80.

26

Т. 2. С. 317-328.

27

Т.2.С. 300-303.

28

Т. 1. С. 81-83

29

Т. 4. С. 13-652.

30

Из письма Луизе Колэ от 30 сентября 1853 г. (Гюстав Флобер, Собрание сочинений, т. 7. М. – Л.: ГИХЛ, 1933. С. 377).

31

Там же. С 26.

32

В.Никольский. Творческие процессы В.И.Сурикова. «Всекохудожник», 1934.

33

Выделено С.Эйзенштейном.

Страница notes