О системе образования. Аналитическая записка - стр. 18
– психическая деятельность людей в нём не показана как информационно-алгоритмический процесс, т.е. как процессы осуществления индивидом самоуправления в русле объемлющих процессов и организации им управления какими-то иными процессами, протекающие на основе субъективно обусловленной переработки объективной информации;
– ничего не сказано об инстинктивных программах биологического вида «Человек разумный» и их распределении по представителям обоих полов;
– не даётся представления о культуре как об информационно-алгоритмической системе, обладающей определённой целесообразностью и определёнными параметрами работоспособности по отношению к решению тех или иных задач;
– становление психики взрослого человека не показано как процесс, обусловленный биологическими и социокультурными факторами и обладающий своеобразием в развитии девочек и мальчиков;
– как следствие выше сказанного в учебнике нет освещения вопроса о нормальном соотношении воли и инстинктов в психике человека, хотя вопрос о воле как таковой освещён приемлемым образом;
– хотя тема стыда и совести тоже раскрыта в общем-то приемлемо, но не дано представления о жизненно необходимых взаимосвязях воли, совести и стыда в процессе выработки и осуществления индивидом линии поведения;
– нет освещения тематики нравов и нравственности как регуляторов психической деятельности и выработки линии поведения;
– нет освещения тематики формирования нравственности людей под воздействием социокультурных и произвольно-личностных факторов;
– нет освещения тематики интуиции и её роли в психической деятельности и в жизни;
– тема бессознательных автоматизмов поведения, их формирования внешней средой и самим индивидом не раскрыта;
– тема взаимоотношений сознательного и бессознательного уровней психики не раскрыта должным образом;
– подчинённость материалистическому атеизму марксизма и полное незнание Б. М. Тепловым учения о ноосфере В. И. Вернадского73 (либо умалчивание о нём по причинам выхода этого учения за мировоззренческие границы марксизма) не позволило дать никакого представления о коллективной психике, порождаемой людьми, и вариантах взаимоотношений с нею личности74;
– не рассмотрен вопрос о критериях жизненной состоятельности и несостоятельности личностной культуры психической деятельности;
– не освещён вопрос о взаимопонимании и причинах взаимонепонимания, без прочувствованного знания какой проблематики затруднительно, а в ряде случаев и невозможно ни организовать коллективную деятельность, ни успешно в ней участвовать;