О прошлом, настоящем, будущем - стр. 12
Так, начался долгий, но последовательный рост церковного землевладения и процесс превращения папы в главного феодала Европы… На этом пути у римских епископов ещё будет немало препятствий. Им придётся униженно признавать власть над собой таких светских правителей как Карл Великий – император Франкской империи и Оттон 1 – император «Священной римской империи». Но с пути, ведущего к верховной светской власти над Европой, они уже не свернут и вдоволь насладятся желаемым, потеряв на этом пути души свои…
В это время на Востоке полным ходом шла религиозная реформа… Первым войну иконам объявил император Лев 3 Исавр (730 год), который активно вмешивался в церковные дела. Идейной основой иконоборцев было толкование второй заповеди Моисея «не сотвори себе кумира и изображения…» «Иконы суть идолы, а поклонение иконам не что иное как идолопоклонство», – считали иконоборцы. И небезосновательно, если учесть, что в те времена иконопочитание обросло грубым суеверием. Люди, движимые языческим мировоззрением, наделяли святых, изображённых на иконах, свойствами древних богов. Слухи о чудесах исцеления при соприкосновении со святыней приводили толпы паломников в церкви. От мирян порою не отставали и священнослужители. Доходило до абсурда, с икон соскабливали краску, чтобы положить её в евхаристическое вино. Не верою жили люди, а надеждой на чудо. Пожертвования в храмы несли, чтобы задобрить Илью-пророка, что разъезжает по небу на огненной колеснице. Чем не Зевс-громовержец? И молились в храмах, где прежде стояли статуи богов-олимпийцев. Чистое христианство первых веков слилось воедино с языческими верованиями и в преломлённом состоянии дошло до наших времён. Иконопочитание выродилось в поклонение иконам, то есть изображению святого на материальном предмете. Икона, призванная быть символом, сделалась идолом. До сих пор «лобызание икон» принято у православных христиан. Люди просят у Бога за себя и своих близких и, прикасаясь к иконе губами, находят успокоение для своей души… Но, быть может, только благодаря иконам и храмам люди всё ещё изредка вспоминают о Боге?
Но вернёмся к иконоборцам. Император Лев Исавр, который всё это затеял, был политиком и благополучно прошёл бы мимо иконопочитания, кабы не арабы, которые заняли обширные территории империи. Он желал заручиться поддержкой мусульманского населения покорённых арабами земель, всё ещё лелея надежды вернуть утраченное. Да и усилить своё влияние на происходящее в церковной жизни он был не прочь.
Во времена императора Льва и, особенно, при Константине 5 иконы, фрески, мозаики, статуи святых подлежали безжалостному уничтожению. Инакомыслящих постигала суровая кара. Их ссылали, ослепляли, казнили… Иконописцев, не желавших расставаться со своим трудом, ждала та же горькая участь. В 754 году был проведён первый иконоборческий собор, предавший анафеме (проклятью) всех иконопочитателей. Однако при регентстве императрицы Ирины в 787 году состоялся Седьмой Вселенский собор, на котором были отменены постановления иконоборческого собора и утверждён довольно хитроумный догмат об иконопочитании . Теперь уже иконоборцы были преданы анафеме…