Размер шрифта
-
+

О природе людей - стр. 36

Но причинно-следственная связь, это не предмет, который можно осязать руками, и не воздействуя, ни на один из органов ощущения, не вызывает и чувств; поэтому она, не обнаруживается, и не осознаётся ни в каком, непосредственном действии.

При выполнении конкретной операции, всё внимание действующих индивидов, обращено на само действие, а это значит, что причинно-следственная связь, может быть обнаружена только по завершению действий, т. е. вне действия, по конечному результату. Следовательно, причинно-следственная связь, может быть обнаружена, только во взаимодействиях, перенесённых в голову, в виде образов. А это возможно, только на производственных разборках, когда в головах её участников, при сопоставлении образов былых действий и их результатов, извлечённых из памяти, и обнаруживаются, причинно-следственные связи, и формируется отображающая их, внешняя и внутренняя (мысленная) речь.

Причинно-следственная связь, не имеющая своего вещного существования, приобретает в головах индивидов, своё идеальное существование в форме речи, как логического (словесного) отношения: если (посылка), – то (умозаключение).

И только с обнаружением причинно-следственных связей, и могут возникать вопросы: как? почему? Вопросы, побуждающие к поиску ответов на них: так то; потому то. А это, и открывает путь и к постижению всеобщей причинной обусловленности; вместе с чем, утверждается и способ её постижения, причинно-следственным отношением, – логическим мышлением.

Поскольку для практики, имеет значение только существенное, в общем, то поиски его, в самой практике, начинаясь образным обобщением, продолжаются с участием логического мышления. А поскольку логическое мышление, отвлекаясь, от воспринимаемого ощущением, развивается углублением поиска причинных связей, то исчезающее в нём, ощущаемое, качественным скачком, и замещается в мышлении, абстрактным существенным, в общем.

Это абстрактное существенное, в общем, и есть понятие (категория), которое и становится, объектом мышления. Расчленение и соединение понятий, поиск их причинно-следственных связей и отношений, в форме логических отношений, и есть понятийное мышление, результаты которого, отражаются в умозаключении, как следствие этих связей и отношений. И протекает мышление, в двух взаимообусловленных направлениях: от общего к частному (анализ, дедукция), и от частного к общему (синтез, индукция).

Мышление в понятиях, позволяя проследить неограниченную последовательность причинно-следственных связей, в отличие от образного и образно логического мышления, объекты которых воспринимаются ощущениями, позволяет раскрывать сущности вещей и явлений, недоступных познанию опытом.

Страница 36