О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне - стр. 1
75 лет Великой Победе
Допущено к распространению рецензионной комиссией Украинской Православной Церкви
ВВ 02-18-09-03
Сборник «Беседы с лаврским старцем Наумом»
Ч. 2: Ходатаица земной и вечной радости (с дополнениями)
ВВ 02-18-09-03(3)
Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны, известный и почитаемый в России и за ее приделами Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин, 1927–2017). В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиа-технических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях г. Калининграда и г. Шяуляя, обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии он был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонахи. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведен во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова).
В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу.
«По-человечески, конечно, можно сказать, что победил высокий воинский дух наших солдат. Несомненно, было и это. Но во всем переломе войны, в нашей Великой Победе мы должны усматривать прежде всего присутствие Господней милости к нам и повсеместную чудотворную помощь скорбной России, восставшей от своего неверия».
«Солдаты стали открыто молиться перед боем. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, напутствовали бойцов: “С Богом!” Свершилось истинное чудо: война обратила людей к вере. А это подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям».
«Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится, без Бога – не до порога!».
Батюшка рассказывал и о крестных ходах с чудотворными иконами Божией Матери, и о чудесных явлениях Пресвятой Богородицы солдатам, о Ее заступничестве и помощи в критические минуты боев… Вы сами сможете прочесть об этом в книге, подготовленной по материалам бесед с о. Наумом, его избранным трудам и проповедям.
От редакции
Архимандрит Наум
(Байбородин; 1927–2017)
О помощи Матери Божией нашему Отечеству
Все мы любим Матерь Божию. Много есть храмов в похвалу Пресвятой Богородицы, много икон, много песнопений. А сколько акафистов! В каждом доме имеется икона, и каждый почитает Матерь Божию. Велика слава Девы Богородицы в Церкви Христовой, и те, кто Ее почитает, могут надеяться на спасение своей души. И вот мы, православные российские христиане, особенно чтим Матерь Божию, потому что Она избрала Русь Своим уделом. Матерь Божия слышит и видит нас, всегда спешит на помощь, когда мы с верой призываем Ее благодатное предстательство и заступление. Она любит тех, кто любит покаяние, кто старается очищать свое сердце от греховной скверны, кто больше всего на земле почитает Ее Божественного Сына. И это неудивительно, потому что такие люди, идя по пути духовного делания, всё больше и больше становятся похожими на Нее, «Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов».