Размер шрифта
-
+

О покаянии - стр. 3

Новациан стал во главе раскола в Римской церкви, возглавив наиболее ригористическое, то есть нравственно-строгое ее крыло. Сделал он это, скорее всего, для того, чтобы выдвинуть некоторую идейную «программу», хотя бы как-то оправдывающую в глазах других совершённое им каноническое преступление. Дело в том, что после тотального гонения на христиан императора Декия в 249 году в Церкви оказалось немало отпадших, то есть не выдержавших гонение. В Латинской Африке св. Киприан, епископ Карфагена, столкнулся с оппозицией, «программу» которой можно было бы назвать либеральной. Так называемые исповедники – христиане, достойно прошедшие через гонение и оставшиеся в живых (впрочем, часто изувеченные), стали давать отпадшим («лапси») «прощающие грамоты» от лица Церкви, неважно, по какой причине произошло отпадение во время гонений: то ли кто-то не выдержал тяжких мучений, то ли добровольно принес жертвы языческим богам, не желая подвергаться положенной конфискации имущества. При этом эти исповедники высокомерно указывали своему епископу, кого из отпадших ему следует воссоединить с Церковью, – тех, которые получили «прощающие грамоты». А когда он отказался, некоторые из них ушли в раскол. В Риме же все было наоборот: Новациан возглавил противоположное настроение и стал утверждать, что падшие во время гонений, так же как и допустившие другие тяжкие грехи – убийство и прелюбодеяние, не могут быть прощены. Св. Корнилий пишет: «…он заявил, что для них вовсе нет надежды на спасение, даже если они выполнят все, что требуется при искреннем обращении и честном исповедании грехов».

У этого авантюриста, как сообщает св. Корнилий, нашлись в Риме последователи из числа исповедников: «Итак, эта знаменитость покинула Церковь Божию… а прикрыл он свое безумие, пользуясь исповедниками, которых первоначально имел на своей стороне… все эти люди, хорошо поняв Новата и воочию видя его злобность, двоедушие, клятвопреступничество, лживость, его неумение жить с людьми и его волчью дружбу, вернулись в Святую Церковь и перед множеством епископов, священников и мирян раскрыли все его уловки и злые дела, давно им замышленные; они скорбели и каялись, что, поверив этому лукавому и злонравному животному, на короткое время покинули Церковь».

Чтобы удержать в своем подчинении паству, Новациан, рассказывает св. Корнилий, совершая евхаристическое «приношение и уделяя каждому его частицу, подавая ее, заставлял несчастных людей вместо слов благодарности клясться, держал обеими руками руки берущего и не отпускал их, пока тот не поклянется (пользуюсь его же словами): “клянусь Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, что никогда не покину тебя и не перейду к Корнилию”. И несчастный человек приобщался не раньше, чем взяв на себя клятву, и вместо того, чтобы, взяв хлеб, произнести “Аминь”, говорил: “Я не перейду к Корнилию”». В итоге Новациан «стал главой особой ереси, последователи которой в надмении ума называли себя “чистыми” (кафарами)».

Страница 3