Размер шрифта
-
+

О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956

1

Имеется в виду сочельник, который традиционно праздновало по Грегорианскому календарю относившееся прежде к лютеранской конфессии семейство Книпперов.

2

Православный сочельник, который отмечался по Юлианскому календарю.

3

Е.Н. Коншина свой доклад делала в Государственной академии художественных наук.

4

От taper (франц.) – бренчать (на рояле). Возможно, речь о музыковеде В.А. Цуккермане, который в 1926 г. перешел из Киевской консерватории в Московскую, где преподавал музыкально-теоретические предметы.

5

Муж А.К. Книппер – Юрий Карлович Гринвальд (ум. в 1931 г.), инженер-электрик, принимал участие в проектировании Ленинградского метро и ехал в Новосибирск, где производились аналогичные разработки для этого города.

6

См. письмо О.Л. от 13 марта.

7

С.Л. Бертенсон, который до своего окончательного отъезда за границу какое-то время жил на квартире у О.Л.

8

Любовь Сергеевна Залесская (1906–1979), вторая жена Л.К. Книппера; архитектор.

9

«Заказ» был связан с наступающим столетием со дня рождения норвежского драматурга, в пьесах которого О.Л. сыграла несколько ролей.

10

С.Л. Бертенсон сопровождал Н. – Д. в его поездке в Голливуд в 1926–1927 гг.

11

Вероятно, речь о Н. – Д. с женой и приемным сыном, которые тогда жили на Б. Никитской.

12

Возможно, беседа относилась к работе над трудно продвигающимся «Дядюшкиным сном».

13

Книга Л.П. Гроссмана вышла в 1927 г. в ленинградском издательстве, в следующем году она была переиздана.

14

Речь о мейерхольдовской постановке (премьера 12 марта), традиционно вызвавшей ожесточенные споры и дискуссии.

15

А.А. Яблочкина.

16

О.П. Кундасова.

17

Вероятно, ответ на реплику в письме О.Л. от 13 марта, что она «получила заказ писать об Ибсене».

18

Надежда Александровна Смирнова (1873–1951), одна из ведущих актрис Малого театра, после смерти мужа Н.Е. Эфроса не часто появлялась на сцене (нередкая у актеров боязнь пространства), а в 1928 г. и официально покинула сцену, перейдя полностью на педагогическую работу.

19

Статья «Ибсен в Художественном театре», приуроченная к 100-летию со дня рождения норвежского драматурга, появилась в Приложении к майскому номеру журнала; в ней О.Л. использовала свои впечатления 1905 г., когда она путешествовала по Норвегии (см. письма к М.П. того времени).

20

Первый раз после болезни О.Л. выступила 19 апреля в «Бронепоезде 14–69».

21

Эта статья, видимо, осталась в рукописи.

22

В стране широко отмечалось 60-летие со дня рождения Горького.

23

18 мая 1928 г. К.С. отправил в редакцию «Правды» письмо в ответ на непрерывные нападки в прессе, касающиеся внутренней жизни МХАТ. Рассказав об опытах в последние сезоны по реорганизации управления театром, К.С. в заключении писал: «Происходящая реорганизация продиктована […] назревшей потребностью привлечь к управлению театром ту часть труппы, в которых мы видим наших наследников и которая помогает нам более чутко чувствовать современность. Мы же в свою очередь отдаем нашей прекрасной молодежи и новому зрителю весь багаж нашего художественного опыта и все наше чувство искусства» (см. Марков П.А. В Художественном театре, с. 570–572).

24

Что произошло с женой С.М. Чехова Валентиной Яковлевной, установить не удалось.

25

Свидетель этого триумфа (генеральная состоялась 12 мая, премьера – 15-го) прикомандированный к театру милиционер А.В. Гаврилов тогда же записал в своем дневнике: «На генеральной публика прямо с ума сошла от восторга, по окончании вызывала бесконечное число раз, занавес давали 16 или 17 раз. То же было на первом представлении. Роль Гаева играл сам К.С. Очень сильное впечатление производят его всхлипывания, взгляд и уход в 4-м акте. О.Л. Книппер – как всегда, великолепна» («Независимая газета», 1998, 30 окт. Хранить вечно, № 4, с. 2).

Свои впечатления от увиденного описала М.П. 29 мая Коншина: «И на генеральной было так взволнованно, так взбудоражено, что трудно было смотреть. […] Но спектакль шел так симфонически музыкально, так исключительно гармонически, подъемно; так давно небывалый ансамбль захватывал, чаровал – и чудесный язык, и художественные образы, и декорации – не устаревшие, а замечательно доведенные до совершенства, с каждым актом вызывали все большую радость; закончилось овацией, вызывали 16 раз… […] И до премьеры волновало только одно: а что если это успех у «своих», что если широкая публика не откликнется? А между тем на премьере эта публика показала свое отношение еще с первого акта: как только вышли на сцену приехавшие – гром аплодисментов заставил прервать их речи, и долго-долго не могла начать О.Л. своих слов. А после спектакля вызывала 17 раз, и вызывала бы еще, если бы не потушили зала…» (ОР РГБ, 331.91.65).

26

Гастроли МХАТ в Ленинграде проходили с 19 июня по 15 июля.

27

Там в это время жил Л.К. Книппер со своей женой.

28

Сезон начался 6 сентября.

29

Фанни Георгиевна.

30

М.А. Чехов, выехав в начале июля в Германию «для отдыха и лечения», на родину не вернулся.

31

О.Г. Чехова.

32

Василий Александрович Орлов (1896–1974), актер МХАТ с 1926 г. В «Горячем сердце» он играл купчика Васю Шустрого; в «Унтиловске» – эпизодическую роль Александра Гуговича, «просто интеллигента в очках», как его аттестует автор.

33

Стихи С. Есенина при письме не сохранились.

34

Николай Дмитриевич Бартрам (1873–1931), искусствовед, коллекционер, создатель в 1918 г. Музея игрушек в Москве (впоследствии переведен в Сергиев Посад). В 1904–1917 гг. заведовал художественным отделом Кустарного музея в Москве.

35

Официально Л.К. Книппер в это время числился музыкальным консультантом театра Н. – Д.

36

Дневники С.А. Толстой в 3-х частях вышли в 1928 г. в московском изд-ве «Советский писатель».

37

К.С. вернулся из Германии 16 октября; к 30-летию театр готовил вечер, включавший картину «Палата в царском тереме» из «Царя Федора» (О.Л. – Ирина), сцену из «Гамлета», две сцены из «Братьев Карамазовых», первое действие «Трех сестер» (О.Л. – Маша, К.С. – Вершинин), сцену «На колокольне» из «Бронепоезда 14–69».

38

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958), писатель; постоянно жил в Крыму.

39

Видимо, садовник.

40

Ялтинский врач Кузнецов.

41

Планы такие действительно существовали, но за те несколько лет, что протекли после гастролей в Америке, в МХАТ не сложился репертуар, который одновременно был бы интересен американцам (скажем, «Дни Турбиных») и был бы возможен по цензурным соображениям (те же «Дни Турбиных»), а старый репертуар везти не хотели. Коллизия разрешилась сама собой: сердечный приступ и длительная болезнь К.С. с запретом выступать на сцене поставила крест на этих планах.

Н. – Д. в письме Бертенсону 1 мая 1929 г. еще надеялся на осуществимость поездки: «М. Гест усиленно хлопочет о поездке Художественного театра во второй половине будущего сезона. Дает условия первой поездки. Но настаивает на «Бронепоезде» и «Турбиных». Чудак! Как ни убеждаю его, что «Бронепоезд» не будет разрешен в Америке. Он уверяет, ручается… Да и нельзя, надо в Москве оставить дело сильным. Хотя все главные участвующие «Бронепоезда» поедут: Качалов, Баталов, Тихомирова, Хмелев и т. д. Вероятно, Гест рассчитывает на то, что я пойду на переделки, но я ему и об этом написал, что переделки недопустимы. Теперь я ему предложил «Бесприданницу». Возможно, что поездка состоится. Тогда она начнется с Лондона. Гест уже не возражает и на то, что необходимость приезда Станиславского не будет оговорена в контракте. Затормозиться может еще из-за меня, т. к. без Станиславского (вероятно, и без Лужского) и без меня поездка невозможна, но и здесь вряд ли можно будет оставить Театр без меня» (Бертенсон, с. 37).

42

Жупел, пугало (франц.).

43

А.П. Чехов. Литературный быт и творчество по мемуарным материалам. Состав. Вал. Фейдер. Книга вышла в серии «Литературный быт и творчество русских писателей». Л., «Academia», 1928.

44

См. предыдущее письмо.

45

А.А. Яблочкина.

46

Павел Владимирович Массальский (1904–1979) играл сына графини де Линьер – О.Л. в «Сестрах Жерар».

47

Серо-жемчужный(франц.).

48

В преддверии 30-летнего юбилея МХАТ несколько «основоположников» удостоились звания народный артист Республики, О.Л. вошла только во вторую очередь.

49

Владимир Александрович Брендер (1883–1970), режиссер, поклонник творчества Чехова, создатель Чеховского общества, один из первых публикаторов чеховских писем.

50

Так в Музыкальном театре назвали, несколько переделав либретто, оперу Дж. Пуччини «Девушка с Запада».

51

Ольга Давыдовна Каменева (урожд. Бронштейн; 1883–1941) в то время возглавляла ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей).

52

Когда и Лужский и Качалов отказались играть Гаева (хотя и тот и другой его играли прежде), срочно стали вводить на эту роль В.Л. Ершова (спектакль состоялся 4 января 1929 г.).

53

В это время шли репетиции «Дядюшкина сна».

54

Жена В.И. Пижо.

55

Имеется в виду доступ к архивным материалам, которые хранились в ялтинском доме.

56

Не так ли? (франц.).

М.П. часто писала на почтовых открытках, бисерным почерком, иногда вставляя фразы между написанным ранее.

57

Умерший накануне, 4 апреля, машинист-техник и декоратор московских императорских театров, а в советские годы – Большого театра, Карл Федорович Вальц (1846–1929) консультировал ранний МХТ по техническим вопросам сцены.

58

«Платонова» поставил Пражский театр на Виноградах.

59

Под таким названием пьеса А.П. была впервые напечатана в 5-м номере Центрархива в 1923 г.

60

Николай Дмитриевич Волков (1894–1965), театровед, критик, драматург. К концу 20-х гг. был одним из ведущих театральных критиков, много писал о МХАТе и его актерах, печатался в «Правде».

13 декабря 1928 г. Коншина интересовалась у М.П.: «А писала ли Вам О.Л. о своем новом и весьма темпераментном поклоннике, некоем Ник. Дм. Волкове? Думаю, что Вам придется озаботиться приисканием его портрета, чтобы приколоть его у изголовья О.Л. Вообще же рекомендую приезжать поскорее, необходимо Ваше наблюдающее око. События развиваются с крайней быстротой. Павлик Марков готовится к дуэли» (ОР РГБ, 331.91.65).

Слухи о романе О.Л. с молодым театральным критиком (разница в возрасте 26 лет) Н.Д. Волковым (в окружении О.Л. его стали именовать Лордом, а ее иногда – Лордшей) возникли в 1928 г. и стойко держались на протяжении многих лет. Слухи эти имели хождение и в эмигрантских кругах. 25 июля 1932 г. О.С. Бокшанская отвечала С.Л. Бертенсону по поводу заметки об О.Л., поразившей ее «своей бесцеремонностью, правда, типичной для американской прессы», и пояснила ему: «Н.Д. Волков очень близко принят в доме у Ольги Леонардовны. Я чужими делами интересуюсь мало, но слышала, что это действительно роман. Одно время по Москве пошел «достоверный» слух от «очевидцев», что они повенчались. Вероятно, отсюда и заметка. Повторяю, и тут я не пыталась разузнать, так ли это. Я думаю так: если они нравятся друг другу, и слава Богу, пусть живут, как им нравится и как им кажется лучше, за это можно только порадоваться. И вряд ли им так уж необходимо перевенчаться» (Бертенсон, с. 178). М.П., более других тогда посвященная в интимные дела О.Л., писала С.И. Баклановой 20 сентября 1933 г.: «То, что Вы пишете про отношение к Ник. Дм. окружающих О.Л., – конечно, противно. Легче бы жилось, если бы все они были такими же тактичными, как он. […] О.Л. молодец – она плюет на всех их и поступает так, как ей нравится. И правильно поступает – жизнь нам один раз дается! Она храбрая, я на ее месте боялась бы родственников, как я это всю жизнь делала и делаю, т. е. боюсь. Лишь бы все кончилось благополучно – это самое главное» (ОР РГБ, 331.106.12).

61

Этого письма здесь нет.

62

Мария Андреевна Титова (1899–1994), актриса МХАТ с 1924 по 1974 г.

63

Федор Николаевич Михальский (1896–1968), администратор МХАТа (Филя из «Театрального романа»).

64

Эта «переписка» отсутствует.

65

Михалина Станиславовна Шевелева (урожд. Дыдзюль), сестра В.С. Дыдзюль, как и она, зубной врач.

66

Парафраз на реплику Маши из 4-го действия «Трех сестер»: «Мой здесь? Так когда-то наша кухарка Марфа говорила про своего городового: мой». Речь о Н.Д. Волкове, который должен был вернуться из-за границы.

Н.Д. Волков находился в Берлине, где его жена, эстрадная актриса Б.Г. Казароза, давно лечившаяся сначала во Франции, затем в Германии, 2 марта покончила жизнь самоубийством.

67

М.Г. Гуревич занималась частной косметологией.

68

Так в окружении О.Л. называли ленинградского художника Владимира Владимировича Дмитриева (1900–1948); в это время он был приглашен во МХАТ оформить «Воскресение».

69

Адрес М.Г. Гуревич.

70

Парафраз на реплику Марины из 2-го действия «Дяди Вани»: «У меня у самой ноги гудут, так и гудут».

71

«Смерть Вазир-Мухтара» вышла в Ленинграде в изд-ве «Прибой» (1929).

72

К.С. вместе с женой надолго уезжал на лечение за границу.

73

О.С. Бокшанская 5 июля 1929 г. сообщала С.Л. Бертенсону: «Мы кончили сезон только 30 июня, позднее всех театров, работали ради денег, чтоб оправдать сделанные в этом году большие прибавки труппе» (Бертенсон, с. 44).

74

Александра (Лина) Александровна Бекетова (урожд. Гельцель), переводчица; вдова одного из богатейших жителей Крыма, известного винодела Н.Н. Бекетова (близкого родственника А.А. Блока). В начале войны она перебралась к родственникам в Харьков, в оккупацию работала в больнице, помогала медикаментами партизанам, спасала евреев от гестапо; в феврале 1943 г. была расстреляна.

75

Письма Волкова к О.Л. не сохранились. О душевном кризисе, который, вероятно, переживал в этот период Волков (что, видимо, и удерживало его за границей), можно судить по письму к нему М. Чехова этого времени (см. М. Чехов, т. 1, с. 354–357).

76

12 апреля в театре М. Рейнгардта «Каммершпиле» прошла премьера пьесы «Юзик» по повести О. Дымова «Певец своей печали»; М. Чехов играл заглавную роль (на немецком языке).

77

Борис Робертович Эрдман (1899–1960), художник, в это время был приглашен во МХАТ оформлять пьесу Ю.К. Олеши «Три толстяка» (премьера 24 мая 1930 г.).

78

Далее следует текст на отдельном листочке, который без всяких опознавательных знаков хранится в папке за 1928 г. (ОР РГБ, 331.78.2). Однако сопоставление с вышеприведенным текстом позволяет с большой долей уверенности предположить, что этот фрагмент является его продолжением.

79

Санаторий им. Семашко находился в бывш. гостинице «Россия», где прежде обычно останавливались многие художественники.

80

Речь о Н.Д. Волкове.

81

В.А. Орлов возвратился после длительного лечения в Крыму, где его опекала М.П.

82

Лосьон (франц.).

83

О.Л. репетировала роли Москалевой в «Дядюшкином сне» (премьера 5 декабря 1929 г.) и графини Чарской в «Воскресении» (премьера 30 января 1930 г.).

84

Николай Тимофеевич Жегин (1873–1937), директор Дома-музея Чайковского в Клину.

85

Опера Л.К. Книппера «Северный ветер» по пьесе В.М. Киршона была поставлена в Музыкальном театре 31 марта 1930 г.

86

Густав Густавович Шпет (1879–1937), философ, психолог, переводчик. В круг знакомых О.Л. его ввела скорее всего Е.Н. Коншина, с которым ее связывали близкие отношения (в переписке с О.Л. он фигурирует как «шеф»). Вскоре его, изгнанного из Государственной академии художественных наук (1929), К.С. привлек к работе над своей системой.

87

Александр Моисеевич Бродский (1879–1961), журналист; один из организаторов театрального книгоиздательского дела; под его наблюдением или с его непосредственным участием было издано немало книг об актерах МХТ, его спектаклях, его истории.

88

Авторами памятника были скульптор Н.А. Андреев и архитектор И.П. Машков.

89

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929), купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного Театрального музея, переданного в 1913 г. Российской академии наук (ныне Государственный центральный театральный музей его имени).

90

Кудринская площадь, затем площадь Восстания.

91

А.К. Книппер занималась строительными проектами.

92

К письму приложено стихотворение в 80 строк «Чехов» Антона Пришельца.

93

К.С. вместе с женой находился в то время на лечении в Баденвейлере.

94

И.Н. Альтшуллер после революции эмигрировал.

95

Отношения М.П. с племянником, одно время очень близкие и даже панибратские (в начале его артистической карьеры в МХТ), к концу 10-х годов постепенно сошли на нет; во всяком случае, письменных свидетельств их общения после начала революции ни в архиве РГБ, ни в архиве РГАЛИ не обнаружено, хотя есть свидетельства того, что в свои наезды в Москву она бывала у него в гостях.

96

Дочь А.К. Книппер уезжала в Германию вместе с О.Л.

97

Н.Д. Волков.

98

25-я годовщина смерти А.П.

99

Общество (нем.).

100

М.А. Чехов с женой, урожденной К.К. Зиллер.

101

Речь о бывшей актрисе МХТ В.Н. Павловой и ее муже А.В. Цингере.

102

Речь о певице, давней знакомой О.Л., С.М. Адель; она была женой присяжного поверенного Г.О. Аделя, у которого по окончании университета стажировался В.Л. Книппер.

103

5 ноября О.Л. сделала приписку в письме к М.П. Лилиной: «У меня осталось изумительное воспоминание о Баденвейлере и о большом прекрасном белом человеке sous les chataigniers [под каштанами]» (ОЛК-Ч, ч. 2, с. 165).

104

Петр Федорович Шаров (1886–1969) был помощником режиссера в МХТ; сохранились его записи четырех репетиций «Чайки», которые проводил К.С. с сентября 1917 по июнь 1918 г. и в которых участвовала О.Л. (см. Станиславский репетирует. М., изд-во МХТ, 2000, с. 141–154). Участвовал в поездке с Качаловской группой.

105

7 сентября Бокшанская писала Бертенсону: «Ольга Леонардовна вернулась тоже веселая и свежая, остригла волосы, мила, как всегда. Франтит, конечно, на зависть нам» (Бертенсон, с. 54).

106

Сезон открывали «Вишневым садом».

107

О.Л., объясняя Бертенсону длительный интервал в их переписке, 7 января 1935 г. писала: «Я не могу простить Вам, что Вы поверили, что я вышла замуж. Разве в мои годы это делают? Стыдно» (Бертенсон, с. 221). Она не отрицала романа с Волковым – что не считала зазорным, – она отрицала факт замужества.

108

Павел Никитич Сакулин (1868–1930), историк и теоретик литературы, профессор МГУ; академик АН СССР (с 1929 г.).

109

Возможно, речь об известном журналисте М.Е. Кольцове.

110

«Дядюшкин сон» готовили В.Г. Сахновский и К.И. Котлубай, художником был приглашен ленинградец М.П. Зандин, чьи декорации оказались неудачными. Но прежде всего провальной была сама постановка. Через месяц после этого показа, 6 ноября 1929 г., Н. – Д. писал в Америку Бертенсону: «Вообразите, что из совершенно безнадежного «Дядюшкина сна» я, кажется, сделал хороший спектакль. Если это так выйдет, я уж и не знаю, что о себе думать!» А через две недели после премьеры, 15 декабря, он сообщал тому же корреспонденту: «”Дядюшкин сон” сдан. Хвалю себя. Из совершенно безнадежного сумбура сделал очень живой и сильный спектакль. Но интереса он, как и следовало ожидать, не возбуждает, т. е. не будет привлекать» (Бертенсон, с. 61).

111

Фильм был снят в Великобритании, премьера состоялась 22 марта 1928 г.; О.К. Чехова играла главную роль, Парисию.

112

А.А. Асеева, экскурсовод в Доме-музее; близкая родственница поэта Н.Н. Асеева.

113

Т.е. не состоявших в профсоюзе.

114

Хор из оперы-пародии М.Н. Волконского – В.Г. Эренберга «Вампука, невеста африканская».

115

М.Г. Гуревич.

116

С.С. Морозов, квартировавший в семье О.Л.

117

Видимо, здесь речь о М.Г. Гуревич.

118

В тот же день О.Л. писала М.П. Лилиной за границу о работе над этой пьесой: «…у меня совсем расстроилась моя Марья Александровна и не желает сочетаться со мной тем замечательным тайным браком, который дает так много радостей на сцене. Это меня очень огорчает и убивает […]. Вся ненормальная, затянувшаяся неприятная атмосфера работы над «Дядюшкиным сном» очень меня утомила, охладила, и теперь, когда надо подбирать вожжи и подводить итоги, у меня как будто и нет самой сути. […] Владимир Иванович меняет все мизансцены, и уже от этого одного пьеса становится на рельсы. […] Со мной все та же история, по его словам: гонюсь за красками, а рисунок не ясен. А по-моему, я рисунок знаю, но несогретый рисунок меня не волнует, по своей нелепости в работе залезаю вперед, прыгаю, падаю духом, и теперь мне кажется, что я ничего не умею» (ОЛК-Ч, ч. 2, с. 163–164).

119

Пользуясь отсутствием К.С., приведшего в театр и утвердившего там на посту замдиректора бывшего бухгалтера алексеевской фирмы Н.В. Егорова, назначенный «красным» директором М.С. Гейтц при поддержке молодежной «пятерки» добился через Наркомпрос снятия его с должности.

120

Вероятно, как это было и в Гурзуфе, читали вслух в узком кругу близких.

121

Речь об очередной годовщине открытия театра.

122

В цитируемом выше письме к Лилиной О.Л. продолжила, что происходило потом: «В этот вечер я читала во Втором университете (Чеховский вечер), а потом все же поехала к Качаловым, захватила бутылочку «Абрау» и фруктов, и мы втроем, плюс Пыжова, тихо посидели» (там же, с. 164).

123

Муж И.Ф. Шаляпиной, бывший актер МХТ, остававшийся после американской поездки за границей, но вскоре вернувшийся на родину, П.А. Бакшеев повесился 25 августа 1929 г. из-за семейных неурядиц.

124

С.М. Чехов с женой и его сестра с мужем.

125

Чтение «Отелло», видимо, было связано с готовящейся во МХАТе его постановкой.

126

Речь о ГАХН. В 1924 году Музею игрушки выделили бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).

127

Сын Р.К. Трегубова.

128

Речь о «Дядюшкином сне».

129

Речь о В.К. Харкеевич.

130

Манефа Николаевна Харкеевич, сестра мужа В.К. Харкеевич, давних знакомых семьи Чеховых.

131

18 декабря О.Л. писала К.С. за границу: «Пришла первая генеральная адовая. Я волновалась, как всегда, всё красила, а толку было мало, и удовлетворения никакого. Все не то и не то. Очевидно, мешало и смущало имя

Достоевского, казалось, что надо что-то невероятной раздувать в себе, не верилось в свои данные. Когда мы собирались читать пьесу за столом, Владимир Иванович предложил мне ничего не играть, а четко и логично

подавать текст. И на следующей генеральной мне на сцене стало легко и увлекательно. И с каждым разом я все больше и больше овладевала ролью и, представьте, не устаю от нее, несмотря на громадный текст. И чувствую, что никогда или очень давно не было у меня такой большой радости сценической. Прежде я любила «чувствовать» и не очень любила или не ценила слов, а сейчас я с наслаждением «говорю», и чувствую, как это меня увлекает, и я не пыжусь, темперамент идет легко, влезает в определенную форму – и… я счастлива. Со всех сторон слышу похвалы. И все время думаю о Вас – что бы Вы сделали из этого спектакля!» (ОЛК-Ч, ч. 2, с. 166).

132

Здесь небольшая путаница: официальная премьера состоялась 5 декабря.

133

15 декабря 1929 г. Н. – Д. писал Бертенсону: «Наибольший успех имеют Книппер и Синицын. Ольга Леонардовна давно-давно ничего так не играла. Это выше и «Осенних скрипок», и «Жизни в лапах», и «Вишневого сада». Ее можно очень поздравить» (Бертенсон, с. 260). Через 4 дня он продолжил эту тему в письме тому же адресату: «Что-то с Книппер случилось. Как-то она вскрылась по-хорошему. Чудесно играет одну сцену в «Воскресении», графини Катерины Ивановны, тетки Нехлюдова» (там же, с. 262).

134

Н.П. Ламанова «одевала» многих книпперовских героинь.

135

Буквально: плакучий(франц.), здесь: страусовое перо на шляпе.

136

Постановка изначально предназначалась для Малой сцены, и несмотря на огромный успех, лишь иногда ее переносили на большую (видимо, останавливало настороженное отношение в верхах к самому имени Достоевского).

137

Героя спектакля Бориса Волгина сопровождала на сцене собака, с которой он делился своими переживаниями.

138

18 декабря О.Л. писала К.С.: «Мне очень хочется, чтоб к 30-му января (Чеховский день) мы бы подготовили «Чайку» – для чтения, конечно, не по книгам. Всем участвующим этого очень хочется, и может быть, мы общими усилиями и любовью к Чехову и «Чайке» сдвинем ее. Хмелев и Тарасова – Треплев и Нина, Кедров и Тихомирова – Медведенко и Маша, Шамраева согласился Москвин, Полина —? Тригорина – пока Ершов (Качалов еще не поправился)» (ОЛК-Ч, ч. 2, с. 168).

Этому замыслу не суждено было осуществиться.

139

Два томика Н.Д. Волкова мейерхольдовских книг (всего их должно было быть три – не сложилось) основаны на документальных материалах, предоставленных самим режиссером. Эти материалы, при том что архив был частично утрачен, остались единственными документальными свидетельствами ранних лет деятельности Мейерхольда.

140

Е.М. Чехова.

141

В.В. Дмитриев оформлял спектакль.

142

О чем идет речь, установить не удалось.

143

Эта строчка написана прямо на картинке (этюд А.В. Мартынова «Гурзуф. Красноармейский курорт») под молодой спортивной и даже элегантной парой в белом.

144

Премьера «Воскресения», где О.Л. играла графиню Чарскую, состоялась в день рождения А.П. (по новому стилю).

145

Отсылка к названию недавно снятого популярного спектакля Вахтанговского театра по пьесе Булгакова «Зойкина квартира» (за два сезона прошел 200 раз).

146

Неточно цитируемая реплика Пети Трофимова из 2-го действия «Вишневого сада».

147

Реплика на фразу М.П. в предыдущем письме.

148

А.К. Книппер уезжала в Германию с дочерью.

149

В.Э. Мейерхольд и З.Н. Райх ехали за границу в связи с предстоявшими там гастролями ГосТима.

150

Неточная цитата строчки из стихотворения Пушкина «Воспоминание».

151

Служащий Дома-музея.

152

В письме к О.Л. 13 декабря 1929 г. А.А. Бекетова сообщала, что местные власти зачислили ее в кулаки и ей вместе с больным сыном грозит оказаться на улице. Средств к существованию у нее нет, т. к. нет обещанной работы – переводов, и она не может отправить сына в школу, ибо для нее непосильна даже минимальная плата за его учебу (см. КЧ, № 799). Но, видимо, ее действительно «освободили от всяких бед», т. к. вскоре вместе с сыном она перебирается в Москву и получает место ответственного секретаря Международного общества почвоведения при ВЦИК (она знала несколько иностранных языков); вероятно, помогли хлопоты ее давнего знакомого, М. Горького.

153

О.М. Александровская, многие годы служившая воспитательницей детей Бекетовой.

154

Сын А.А. Бекетовой.

155

А.А. Асеева.

156

Речь об опере Шостаковича в оформлении Дмитриева, которую в 1930 г. поставил Ленинградский малый оперный театр (режиссер Н.В. Смолич).

157

Вероника (Нора) Витольдовна Полонская (1908–1994), пришла в МХАТ в 1924 г., как и ее будущий муж Михаил Михайлович Яншин (1902–1976).

158

Имеется в виду завещание Маяковского.

159

А.А. Бекетова.

160

Книга А. Дункан «Моя жизнь» вышла в Москве в 1930 г.

161

Книга драматурга, писателя, театрального деятеля П.П. Гнедича была издана в Ленинграде в 1929 г.

162

Речь о Софье Ивановне Баклановой (урожд. Бочарникова; 1888–1967), с которой О.Л. познакомила ее племянница Ада в годы Первой мировой войны. С.И. заведовала общим отделом Московских женских строительных курсов, когда Ада училась там. До конца 20-х гг. следов какого-то близкого общения О.Л. с С.И. в их фондах нет. Тесное общение между ними, по-видимому, начинается с 1929 г., к этому времени С.И. после недлительного брака разошлась со своим мужем. С.И. Бакланова становится одним из самых близких людей для О.Л., постепенно она полностью берет на себя все тяготы ее бытового обустройства, ее жизнеобеспечения. 19 августа 1946 г. Ада писала О.Л. из Германии в ответ на ее письмо: «Я счастлива, что с моей легкой руки Софа сделалась членом семьи. Она чудная, редкая женщина, всегда такой была! Не даром я к ней была так привязана и часами болтала по телефону» (КЧ, № 2581).

163

Вместе с письмом М.П. в папке находится письмо П.П. Диевой (Поли), технического работника в Доме-музее. Письмо не датировано, но скорее всего оно относится к этому периоду:

«Христос Воскресе, дорогая Ольга Леонардовна. Очень Вас благодарю за подарки. Мария Павловна привезла на блузочку очень хорошее, милое такое, и вот изо сласти ватрушки очень вкусный, ето наша как бы пасха, у нас ничего не было, и купить тоже ничего не было на базаре, даже картошки и керосину не дали, так же и мяса не дали, в субботу все было пусто на базаре, чтобы не ели в этот день православные, все это нарошно сделали, не дали, 50 коп. кило картошек, теперь ничего нет на базаре, правда, редиска есть, мясо дохлятина не каждый день дают, получаем по книжке просу и варим кашу. Колет кишки. Вы счастливее, чем Мария Павловна. Она верно не могла чувствовать праздник, как я, и я упрашивала пойти в церковь, не пошла, верно, бедная, боится, да, слава Богу, хотя не хулиганили, дали молиться в заутренне. Я себя очень плохо чувствую, к земле тянет. До свидания. Поклон Софии Владимировне. Любящая Вас Поля».

164

Гастроли начались 15 мая в Тифлисе и закончились 20 июля в Харькове.

165

О.Л. была здесь с театром на гастролях в 1925 г.

166

М.А. Членов с 1922 г. жил в Баку, заведовал кафедрой Азербайджанского научно-исследовательского кожно-венерологического института; институт продолжил свое существование.

167

О.Л. как народной артистке Республики полагались определенные льготы по налогам.

168

Е.Н. Коншина ехала в общем вагоне.

169

13 сентября шел «Вишневый сад».

170

Никитин А.Л. Орден российских тамплиеров. Т. 2. 1930–1944 гг. М., Минувшее, 2003).

171

Новым графом Альмавива стал Б.Н. Ливанов.

172

О.Л. выступала здесь в роли переводчика.

173

В «Дяде Ване» на сцене МХАТ О.Л. не играла с лета 1919 г., выступая только в «гастрольных» спектаклях.

174

Поселок городского типа вблизи Алушты.

175

Открытка «Вид на Чеховский домик и пляж» в Гурзуфе. Художник М.И. Пашков.

176

Речь о Е.Н. Коншиной, Н.Д. Волкове и О.Л.

177

В.Л. Книппер (Нардов) пел в «Снегурочке» Берендея.

178

17/30 сентября отмечается день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.

179

Телеграммы при письме нет.

Страница notes