О христианском браке и обязанностях мужа и жены
1
В Париже (откуда легко все переходит и в Россию) насчитывают, по словам Золя, до сорока тысяч женщин, которые сделали себя неспособными к деторождению, а во всей Франции число их достигает пятисот тысяч. Полмиллиона уродов! Официально установлено, что ежегодно двадцать тысяч новорожденных младенцев вывозятся из одного Парижа особыми «промышленниками» и исчезают бесследно. В одно столетие их умерло 17 миллионов. По клоакам Парижа постоянно текут детские трупики… Там бросается в зловонную грязь то драгоценное, чего нет дороже под солнцем, – живая жизнь. К таким крайне печальным и невозможно прискорбным результатам приводит многих современных людей превратное понимание задач семейной жизни.
2
Такие взгляды настойчиво проводятся в произведениях Арцыбашева, Вербицкой и др.
3
Струженцов М. Православно-Христ. учение о браке. Св. Тр. Лав., 1902 г., с. 4.
4
Все эти еретические заблуждения распространяются и теперь нашими сектантами, как например: ново-израильтянами, катасоно-федоровцами и, вообще, хлыстами.
5
Струженцов М. Указ. соч. С. 4.
6
В настоящее время часто приходится слышать протесты в обществе против существующего религиозного строя жизни в таком роде: зачем крестить младенцев, не могущих проявить своей веры? Зачем учить детей Закону Божию, воспитывать в Православии и насиловать их совесть, стеснять их свободу выбора религии для себя и т. п.?
7
Образ Божий в человеке состоит в его духовных способностях и творческих силах, а подобие Божие – в бесконечном развитии и усовершенствовании их до полного сходства с Божеством. Образ Божий вложен в природу человека Богом, а подобие приобретается или утрачивается самим человеком. В притче о талантах похваляются и награждаются не за то, что получили таланты, а за то, что на данные им таланты они приобрели еще новые таланты. А «лукавый и ленивый раб», который сохранил в целости данный ему талант, оказался «негодным рабом», который и был выброшен во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (Мф. 25, 14–30).
8
В настоящее время ни одна женщина не «управляет веретеном», потому что эта работа производится на фабриках. Но он определяет круг занятий жены применительно к потребностям своего времени и указывает на ее обязанность заботиться о семье, обшивать и одевать детей и т. п.
9
По словам святителя, не любовь к посторонней женщине влечет мужа нарушать супружескую верность своей жене, а злая похоть. А потому фальшиво говорят, что мужчина может одновременно любить нескольких женщин.